Переоформление Земель Общего Пользования В Общедолевую Собственность В Снт

Статья 25

1. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.

4. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.

5. При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.

3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.

2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2022 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

5. Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1. Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Земли общего пользования

До вступления в силу в 2022 году Федерального закона № 217-ФЗ, земли общего пользования на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам земли общего пользования предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.

1. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.

Законодательством предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка — привлечение к административной ответственности и штраф, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка общего пользования. Для граждан размер штрафа составит от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб., в том случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2022 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

После вступления в силу Федерального закона № 217-ФЗ статья 24 разрешила передавать все земли общего пользования в долевую собственность владельцев участков СНТ. Для этого необходимо получить согласие всех собственников земель на территории товарищества.

Для оформления ЗОП в собственность дачников предварительно потребуется провести межевание садоводческого товарищества. Стоимость работ придется делить между садоводами. Поэтому даже бесплатная передача земли все равно будет связана с определенными расходами.

  • Недвижимым имуществом общего пользования считаются линии электропередач, трубо- и газопроводы, котельные, склады, посты охраны и т.д.
  • Движимое имущество — это вся техника и вещи, используемые для общих нужд товарищества. Например, газонокосилка, мотопомпа или трактор.

Оформив свою долю, садовод не может отделять и отчуждать ее от всего имущества общего пользования. Также закон запрещает любые действия по передаче своей доли отдельно от права собственности на дачный участок. Проще говоря, дачник не может продать часть принадлежащего ему общего имущества отдельно от своего земельного надела.

Чтобы организовать межевание земель в СНТ, потребуется:

  • провести общее собрание, утвердить проведение работ по межеванию, оформить протокол;
  • выбрать уполномоченное лицо, которое будет ответственным за заключение договора с геодезической компанией (чаще всего таким человеком назначается председатель);
  • геодезисты приедут в СНТ, оценят объем и стоимость работ, а затем приступят к съемке территорий;
  • кадастровые сведения, предоставленные геодезической компанией после завершения всех работ, будут обработаны картографом, а затем переданы кадастровому инженеру;
  • завершающим этапом работ станет схема уточнения или определения границ земель общего пользования, которая будет передана на утверждение председателю СНТ;
  • если замечаний от председателя не поступит, специалисты сформируют окончательный межевой план.

До тех пор, как в 2022 году вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, ЗОП на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам ЗОП предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.

Переоформление Земель Общего Пользования В Общедолевую Собственность В Снт

Если земельный участок был предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан до 30 октября 2001 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, то образованный из него земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность указанного объединения граждан бесплатно (п. 2.7, 2.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

Для таких случаев Верховный Суд подчеркнул: речь в законе идет о том, что можно оформить право собственности на новую, только что созданную вещь. А дорога, которую захотели взять огородники, была дорогой и раньше, просто ее покрыли асфальтом. Суд процитировал документ самих же дачников – задание для строительной бригады на работу, в нем рабочим поручили сделать не дорогу, а именно заасфальтировать её.

– схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории этого объединения либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

Статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), то есть все, что находится на территории садоводческого некоммерческого товарищества, за исключением земельных участков, непосредственно принадлежащих гражданам.

При отчуждении садового или огородного земельного участка и доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, государственная пошлина физическим лицом уплачивается отдельно в соответствующем размере (по 350 рублей) за каждое юридически значимое действие.

Если все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение на праве общей долевой собственности недвижимого имущества общего пользования, расположенного в границах указанной территории, принадлежащее товариществу на праве собственности, государственная регистрация перехода права на соответствующее недвижимое имущество общего пользования к собственникам земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, может быть осуществлена на основании заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности, представленного в орган регистрации прав собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или их представителем, к которому должен быть приложен, в том числе протокол общего собрания членов соответствующего товарищества, на котором всеми собственниками указанных земельных участков принято решение о приобретении ими в общую долевую собственность соответствующего недвижимого имущества общего пользования, а также определено лицо, уполномоченное на подачу соответствующего заявления.

В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Такой способ передачи имущества общего пользования товарищества не является дарением.

Государственная регистрация перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества (если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах данной территории), должна осуществляться одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на земельный участок, расположенный в границах такой территории, отчуждаемый по гражданско-правовой сделке, на основании соответствующих одновременно представленных сторонами договора об отчуждении заявлений (в том числе о государственной регистрации перехода доли в праве общей долевой собственности) и этого договора, который должен быть представлен не менее чем в двух экземплярах-подлинниках (если он совершен в простой письменной форме).

То есть, в случае если долевая собственность на общее имущество зарегистрирована в Росреестре, то, к примеру при продаже земельного участка, одновременно с регистрацией перехода права собственности на садовый участок будет осуществляться регистрация перехода права на общее имущество общества.

Здравствуйте!Скажите,пожалуйста,что нужно сделать,какие документы предоставить для перерегистрации земель общего пользования,находящихся в коллективной совместной собственности с 1992 года на общую долевую собственность,т.к.коллективной собственности с 1 января 19 года не существует!Ответьте ,пжл!Меня гоняют из Росреестра в Администрацию Рузы уже полгода!

Здравствуйте, Маргарита! Видимо, земли общего пользования СНТ были ранее зарегистрированы без учета границ, и по ранее действующему законодательству было зарегистрировано право коллективной собственности, поэтому, необходимо провести общее собрание СНТ, на котором принять решение о проведении кадастровых работ. Затем председатель сможет заключить договор с кадастровым инженером, который подготовит межевой план земель общего пользования, на основании которого СНТ в лице председателя сможет зарегистрировать право собственности на данный земельный участок, который в силу закона будет находится в общей долевой собственности членов СНТ. Для регистрации кроме межевого плана потребуется Устав СНТ, протокол общего собрания о назначении председателя, протокол общего собрания о проведении кадастровых работ и регистрации права собственности на земельный участок общего пользования, правоустанавливающий документ о предоставлении СНТ администрацией земельного участка под садоводство.

По вопросу о порядке осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такой земельный участок сообщаем, что соответствующий порядок установлен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).

Так, положения части 16 статьи 54 Закона N 217-ФЗ предусматривают возникновение права общей долевой собственности именно у граждан, являющихся собственниками садовых или огородных земельных участков. Однако при этом из приложенного уведомления о приостановлении государственной регистрации права следует, что СНТ обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности товарищества на земельный участок общего назначения, что Законом N 217-ФЗ не предусматривается.

Частью 16 статьи 54 Закона N 217-ФЗ установлено, что право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория ведения садоводства или огородничества), пропорционально площади этих участков.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений части 16 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2022 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ) и в рамках установленной компетенции сообщает.

Все нюансы пользования землей общего пользования

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Особое внимание стоит уделить объектам, располагающимся на данных землях. Если есть в наличии капитальное строение, оформленное в качестве недвижимого имущества с обязательным прохождением регистрации права собственности, то данный участок можно через суд признать находящимся в собственности. В случае имущественных претензий предъявленных к уличному земельному участку, данное право работать не будет.

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Если решение о передаче общего имущества в долевую собственность садоводов было принято, то каждый договор о переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок должен сопровождаться условием о переходе доли в праве общей собственности на имущество общего пользования. Если такое условие не было включено в договор, то он будет являться ничтожными (п. 7 ст. 25 Закона № 217).

В Законе № 217 есть общая норма о том, что недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах СНТ может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков в границах СНТ. Причем такое решение необходимо принять до 1 января 2024 года (п. 2.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Садоводческое некоммерческое товарищество (далее – СНТ), будучи корпоративной некоммерческой организацией, объединяет своих членов для ведения садоводства. Комфорт работы на даче определяется, в том числе, инфраструктурой, пользование которой осуществляют члены СНТ и собственники земельных участков, находящихся в границах территории СНТ. Состав инфраструктуры образует общее имущество садоводов , которые имеют право определять порядок его использования на правах собственника.

В любой ситуации передача общего имущества в долевую собственность садоводов не является дарением, а доля в праве на общее имущество пропорциональна площади земельного участка собственника. Одновременно на собственника накладывается ряд ограничений в части использования общего имущества. Собственник не вправе:

— и имущество общего пользования в СНТ. В ГК РФ есть общая норма о том, что имущество общего пользования в СНТ принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом (п. 2.1. ст. 123.12 ГК РФ).

Пользование землей общего пользования в СНТ

Право выбора варианта приватизации принадлежит членам СНТ. Если они выберут оформление общей собственности, то допускаются совместная и долевая собственность. В первом случае заявление на приватизацию подается одно, подписанное всеми членами СНТ. Во втором случае его подает каждый гражданин с указанием на его долю. К заявлению нужно приложить протокол собрания членов товарищества.

Граждане вправе обращаться к членам правления СНТ с просьбой о выделении им земель во временное пользование. В своем заявлении гражданину нужно указать цели использования, сроки, на которые потребуется земля для реализации поставленных задач (не более месяца). Обычно в уставе СНТ содержится требование о предварительном уведомлении членов товарищества о своем желании использовать участок как минимум за две недели-месяц.

  • земли переводятся в собственность товарищества бесплатно;
  • земли, которые поставлены на кадастровый учет, имеют четкие границы и это исключает соблазн для самозахвата и возникновение споров между собственниками участков и садоводами;
  • СНТ сможет официально зарегистрировать все постройки на общей земле, возведенные из взносов садоводов;
  • расширение за счет общих земель индивидуальных участков;
  • складирование на них мусора и стройматериалов, спецтехники, оборудования, машин и механизмов;
  • самовольное перекрытие воротами и шлагбаумами;
  • установка различных хозпостроек, бытовок, вагончиков, торговых объектов, объектов для оказания платных услуг (авторемонтных, слесарно-монтажных, строительных и пр.);
  • самовольная высадка или культивирование кустарников и деревьев;
  • свалка бытового мусора, отходов садоводства и огородничества.

Порядок пользования землями содержится в уставе товарищества. За каждым участком здесь обычно закреплен свой функционал. Например, обустройство здесь дорог и проездов, автостоянок, водоемов для целей пожарной безопасности, зон отдыха, колодцев, спортивных и детских площадок, рекреационных зон, санитарных зон, источников водоснабжения, ЛЭП и пр.

Анализ Федерального закона от № 217 — ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 Закона № 217-ФЗ). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

Имущество общего пользования, как определил новый закон, может или принадлежать только товариществу. или, по решению общего собрания садоводов или огородников, может быть передано безвозмездно местным муниципалитетам и органам государственной власти. Иными словами, при такой передаче общего имущества его собственники лишают себя права на решение задач по управлению имуществом и развитию территорий общего пользования по своему усмотрению.

огородный земельный участок— тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

Закон вводит принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может.

  1. При предоставлении в аренду надела, на который сохраняется право публичного использования, налоговые выплаты производят все пользователи. В ином случае налог платит арендатор.
  2. В уплате налогов, начисляемых на надел, расположенный в СНТ, принимают участие все члены товарищества.
  3. При использовании участка по праву аренды его налогообложение осуществляется только в том случае, если на территории нет объектов недвижимого имущества. При наличии строений вместо земельного налога вносится арендная плата.
  4. Если участок не сдан в бессрочное пользование либо в аренду, земельный налог заменяют другим видом налогообложения, соответствующим назначению и цели использования земли, а сумму выплат разделяют на всех, кто пользуется данной территорией (например, транспортный налог).
  • Налоги и взносы: Сколько платить за пользование дачным участком?

    • территории с водоёмами, подсобными строениями, газопроводами;
    • линии электропередач;
    • места для отдыха;
    • дороги;
    • детские площадки и развлекательно-спортивные комплексы;
    • места для сбора мусора и иные объекты, не обладающие статусом частной собственности.

    Чтобы находиться на этих участках, принадлежащих государству либо являющихся муниципальной собственностью, гражданам не нужно получать специальное разрешение — в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) это можно делать беспрепятственно, пользуясь на законных основаниях всеми ресурсами и объектами, расположенными в пределах данной территории.

    Существуют ситуации, когда при наличии на участке капитального сооружения, имеющего статус частного недвижимого имущества и прошедшего регистрацию правообладания, данную территорию в судебном порядке могут признать находящейся в собственности владельца строения. Это право не распространяется на уличные участки.
    Читайте также: Пользование земельным участком. Права, сроки, правила, ограничения

    Законодательными актами Российской Федерации установлен порядок передачи гражданам земельных участков общего пользования. В статье рассказано о том, какие территории относятся к данной категории и как могут передаваться отдельным лицам, кому принадлежат земли садоводческих товариществ, а также о налогообложении таких участков и ответственности за самовольный захват.

    Нюансы передачи общего имущества садоводства в долевую собственность владельцев земли

    право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования товарищества, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2022 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

    С 1 января 2022 года регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования товарищества осуществляется в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2022 № 217-ФЗ, которой предусмотрено следующее:

    доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок;

    в соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Такой способ передачи имущества общего пользования товарищества не является дарением;

    С начала текущего года у членов садоводческих товариществ возникает много вопросов о регистрации общей долевой собственности граждан-садоводов на недвижимое имущество общего пользования. Подлежит ли регистрации право граждан-садоводов на их доли в имуществе общего пользования садоводческой организации? Если такое право подлежит регистрации, то каков порядок? Кто непосредственно будет являться заявителем – все собственники земельных участков или достаточно будет представителя? Как будет определяться доля в имуществе общего пользования садоводческой организации? Необходимо ли будет регистрировать переход права на общее имущество садоводческой организации от одного садовода к другому при продаже садоводом своего земельного участка? Каков размер государственной пошлины и порядок ее уплаты?

    Коттеджные посёлки: земли общего пользования

    На сегодня не принят базовый закон, который бы разрешал огромный пласт проблем в таких населённых пунктах, в первую очередь имущественных, земельных, что порождает огромное количество судебных споров и несогласованность практики судов по данному вопросу. Одной из таких проблем является неопределённость режима земель (территорий) общего пользования относительно этих населённых пунктов.

    Самое интересное, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Публичной кадастровой карте такие общественные земельные участки по категории и своему назначению зарегистрированы именно в качестве земель (территорий) общего пользования. Но в нарушение вышеназванных норм и условиях отсутствия в населённом пункте альтернативных общественных дорог для проезда к своим участкам собственниками таких земель (дорог) признаны юридические лица (застройщики, ТСН) или отдельная группа граждан, которые навязывают правила пользования и плату для всех остальных жителей.

    Всё больше российских мегаполисов расширяются, в частности, в виде появления районов малоэтажной застройки, фактически посёлков со своим укладом жизни. Как правило, данные населённые пункты изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в пределах этого района по категории являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов, а сам коттеджный посёлок становится по градостроительным документам неотъемлемой частью соответствующего муниципального образования.

    Все вышеназванные гарантии и ограничения в виде императивных норм гражданского и земельного законодательства с легкостью обходятся застройщиками (продавцами) в так называемых коттеджных посёлках. Как правило, застройщик приобретает на торгах один большой по размеру земельный участок, который находится в собственности государственной власти или муниципального образования, далее разделяет этот большой участок на множество меньших индивидуальных участков, строит частные дома, общепоселковую инфраструктуру и формирует земли (территории) общего пользования в виде автомобильных дорог, скверов, парков, набережной, участков для размещения трансформаторной подстанции и контейнеров для бытовых отходов. Однако вместо того, чтобы передать право собственности на эти сформированные застройщиком общественные земли в пользу всех жителей (собственников индивидуальных участков) коттеджного посёлка или в публичную собственность, застройщик оставляет права на них за собой или передаёт аффилированному юридическому лицу (чаще всего товариществу собственников недвижимости, ТСН). Далее начинается систематическое извлечение прибыли застройщиком или ТСН в форме фактического взыскания с каждого собственника участка (жителя) платы за проезд или иное пользование территориями общего пользования.

    В Российской Федерации земли (территории) общего пользования (их также называют общественными землями) ограничены в гражданском обороте, то есть такие земельные участки не могут быть приватизированы, находиться в собственности юридических лиц и граждан (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Хотя в науке отечественного гражданского права встречаются позиции современных цивилистов, которые рассматривают общественные земли в качестве объектов, полностью исключенных из гражданского оборота, так как собственником таких вещей может быть только публичное образование – государство или муниципалитет в интересах общества, всех и каждого. Однако Верховный суд России рассматривает их именно в качестве объектов, ограниченных в обороте (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07. 2009 № 5-Г09-56, от 05.12.2022 г. № 308-КГ18-19589). К слову, в дореволюционном российском частном праве такие земли также рассматривали в качестве ограниченных в гражданском обороте, при этом разделяя понятия торговый и гражданский обороты (см. в частности труды Гамбарова Ю. С.).

    Установленное законом условие о необходимости согласия всех собственников на данное решение – делает данную норму «нерабочей», поскольку в ситуации разобщенности собственников, для СНТ собрать 100%-й кворум по такому вопросу будет крайне проблематичным. Даже для небольших СНТ правовая норма о 100%-ом кворуме является довольно жесткой (например, применительно к многоквартирным домам состав общего имущества можно увеличить 51% или 2/3 количеством голосов, в зависимости от постановки вопроса).

    — и имущество общего пользования в СНТ. В ГК РФ есть общая норма о том, что имущество общего пользования в СНТ принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом (п. 2.1. ст. 123.12 ГК РФ).

    В законе также установлена норма о том, что имущество общего пользования, расположенное в границах СНТ, принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам земельных участков пропорционально площади этих участков (п. 1 ст. 25 Закона № 217). Это условие применимо в том случае, если имущество общего пользования было приобретено после 2022 года, т.е. после вступления в силу Закона № 217. Таким образом, закон не делает исключения для членов или нечленов СНТ.

    Вне зависимости от принятия решения о передачи общего имущества в долевую собственность садоводов, на общем собрании членов СНТ стоит определить состав общего имущества (хотя бы формально), чтобы составить правильную смету доходов и расходов (а в дальнейшем вести судебную работу с должниками).

    Общая проблема – нечеткий и одновременно жесткий характер процедуры, прописанный в Законе № 217. Условие о 100%-м согласии всех собственников земельных участков на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество является заведомо невыполнимым. Кроме того, есть сложности с регистрацией права собственности на общее имущество (оно проблематично регистрируется Росреестром).

    по вопросам, касающимся осуществления государственной регистрации права на земельный участок, являющийся имуществом общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе, и государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик такого земельного участка

    Мы обрабатывали эту землю, произвели неотделимые улучшения (ремонт и углубление колодца). Несколько лет назад я присоединила к участку №1 участок №2 (в размере 300 кв.м.), огородила их общим забором, и на протяжении всех этих лет вносила плату за пользование этой дополнительной землей (квитанции имеются). Наконец недавно Председатель СНТ изменил размеры земельного участка №2 увеличив его до 600 кв.м. и в судебном порядке добился изменения статуса участка №2 с земли общего пользования на землю находящуюся в собственности СНТ и получил свидетельство о праве собственности СНТ на участок №2.

    Вопрос по снт. Председатель снт 2 года не собирает собрание (правления нет — люди, входившие в состав правления-и бухгалтер, и ревизор-продали свои участки), не собирает взносы, не платятся налоги за земли общего пользования. При этом стали выявляться факты мошенничества председателя с земельными учкстками (продаются земли со старыми докуметами без ведома владельцев) Кроме того, председатель продал и свой участок (т.е уже не собственник), два года полномочий истеки. Документы, печать не отдает, просто не контактирует с членами снт, там не появляется. Подскажите, пожалуйста, как поступить в этой ситуации членам снт, как документально это оформить? Спасибо.

    Сейчас решили заняться этим вопросом вплотную. Обратились к кадастровому инженеру, который подготовил схему расположения нашего участка и в сопроводительном письме указал, что участок расположен в границах СНТ. Подали документы в администрацию на выдел земельного участка с приложением указанных документов. Ответа пока не получили.

    Нашему СНТ земли общего пользования выделены в 1993 году в коллективную совместную собственность. В нынешнем гражданском праве общая совместная собственность на земельные участки отсутствует. Но есть общая долевая собственность. Можно ли трактовать собственность членов СНТ на ЗОП как долевую собственность (с равными долями)? И если да, то можно ли оформить здесь свидетельство о праве собственности?

    Существует земельный участок порядка 6 соток, не поставленный на кадастровый учет и принадлежащий муниципалитету. Данным участком начиная с 80-х годов пользовалась еще моя бабушка, исключительно в целях огородничества и садоводства. Затем было образовано СНТ, которому была выделена земля, якобы включая данный участок. Было оформлено членство, оплачен вступительный взнос. Оплачивались ежемесячные взносы на протяжении определенного времени. Когда собрались оформить земельный участок в собственность, оказалось, что он не был выделен СНТ, и не находится в его границах (письменный ответ администрации). Из существенных условий:

    ПРАВА НА ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ в СНТ

    1.2. В случае а) решение о передаче ЗОП кому-нибудь должно быть принято письменно поименно единогласно ВСЕМИ членами СНТ (п.2. ст. 253 ГК РФ). А, например, решение об образовании земельных участков из ЗОП осуществляется по соглашению между всеми садоводами об образовании земельного участка (п. 5 ст. 11.2 Земельного кодекса).

    5.1.Передавая ЗОП из совместной (коллективной) собственности в собственность СНТ как юридического лица, каждый садовод отказывается от своей «доли» в общем имуществе Товарищества и практически передает возможность распоряжаться этими землями Правлению и Председателю.

    1.3. У СНТ «Лесное» сейчас имеется Свидетельство о праве совместной (коллективной) собственностисадоводов на ЗОП, выданное в 1995г. (Свидетельство № 000, выданное Постановлением главы администрации Выборгского района от 01.01.2001г.). Оно действует и в настоящее время.

    4.1. Если всё же решение Общего собрания (Собрания уполномоченных) о передаче ЗОП в собственность СНТкак юрлица принято, то дальше для недобросовестного Председателя правления открывается следующая схема неправомерных действий «в свою пользу» вопреки пользе СНТ:

    1.4. В силу этого любые решения о распоряжении ЗОП, в том числе о разделе их на новые (мелкие) с последующей «прирезкой» их кому-нибудь, будут законны только в том случае, если будут приняты письменно поименно единогласно ВСЕМИ членами СНТ согласно списку!

    На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади. Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 ФЗ №217).

    1. подготовка документов, необходимых для образования ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка
    2. подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества
    3. проведение кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений:
      • о садовых или огородных земельных участках
      • о земельных участках общего назначения
      • об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования
    4. создание или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования
    5. реализация мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества

    Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – новый закон), принятый в конце июля 2022 года (№ 217-ФЗ), даже своим названием свидетельствует об изменениях, вызванных его появлением.

    1. переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования
    2. переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок

    С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

    Вам может понравиться =>  Повышение зарплаты госслужащим 2022
  • Adblock
    detector