Народы и нации одно и тоже или нет

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Главное отличие народности от нации – это неделимое социологическое понятие. Во время развития и прохождения определенных исторических этапов этносы взаимодействуют, соответственно, теряют свою индивидуальность и образуют народы. Объединение может происходить не только мирным, но также военным путем, когда более сильный народ поглощает более слабые этносы.

Нация и этнос – различия и особенности

Таким образом, для определения разницы между этносом и нацией актуально следующее объяснение – нацию можно воспринимать, как объединение активных этносов, которые ведут политическую борьбу и оказывают влияние на историю. Важно! Существенное отличие народности и национальности – группы народностей создают государства, цивилизации и даже религии.

Народность и нация – отличия и особенности

Наиболее яркие примеры наций – США и Франции. В этих странах на протяжении многих веков проводится политика стирания любых этнических различий. Значение имеет только гражданин, а идентичность приносят в жертву в угоду правящего политического режима.

Одно время бытовало мнение, что нации мира формируются по генетическому признаку, однако на практике можно встретить такие сочетания как, русский немец, украинский поляк и многие другие. В этом случае наследственность совершенно не играет роли в самоидентификации человека как гражданина страны, тут превалирует нечто более сильное, чем заложенные в каждой клеточке тела инстинкты.

Приверженцы данной теории верят, что нацию делает единой некий эфемерный дух, который незримо присутствует у каждого гражданина. А помогает в объединении людей общий язык и культура. На основе учения о языковых семьях можно сделать выводы о том, какие народы имеют между собой сродство, а какие нет. Но кроме этого, не только культурное, но и биологическое происхождение народов привязывают к названной теории.

Национальность

Примордиалисты понятие «нация» расшифровывают как своеобразное эволюционирование этноса на новую ступень и превращение его в нацию. Это также разновидность национализма, но она связана с концепцией духа народа и подчеркивает его связь с «корнями».

Многие сохранили отпечаток ранних фаз становления и в более поздние эпохи — коллективная психология — устойчивое явление, и память о древ этапах развития этноса передается через культурные коды, ценнос системы и психо-биологич особенности.

В рамках европ науч традиции объектом и пред этносоциологииэтнос, изучаемый социологич методами. В рамках отеч научной методологииобъектомобщество, а предметомформа общества, как этнос. Этнос — не просто 1 из форм общества, эта такая форма, которая лежит в его основании, койнема. Этот тезис в этносоциологии является главным.

Обратимость процесса становления этноса народом показывает, что не все этносы движутся по пути обретения историч и политич самовыражения, не все становятся народом. А те, кто являются народом сегодня, не обязательно останутся им. Любой народ может прекратить сущ, не подвергаясь даже физич уничт, а оставшаяся от него масса индивидуумов, родов и этносов будет продолж жить в ином качестве — вне общего историч бытия.

Вам может понравиться =>  Льгота мать одиночка самара

Как мы видим из приведенных пояснений, никакого особого различия с точки зрения научной между понятием «народ» и «нация» русские ученые П.И.Ковалевский и Л.А. Тихомиров не делают, но «историческое целое» и «историческую судьбу» при определении обоих понятий подчеркивают. В свою очередь, митрополит Иоанн, не показывая, что из Русского народа благодаря Православной вере родилась Русская нация, особо подчеркивает ее роль в становлении на «исторической сцене» Русского народа как соборного, державного и духовного понятия.

Непонятно только, как это упустили авторы «Основ социальной концепции Русской православной Церкви», однозначно утверждая, что «в современном мире понятие «нация» употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения Церкви и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова».

В Большом юридическом словаре читаем: «Нация (лат. natio — племя, народ) — 1) в теории права — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки. В некоторых случаях синонимом Н. является понятие «народ»; 2) в конституционном праве англо- и романоязычных стран — термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».

О принадлежности к той или иной народности говорят внешний вид человека, его самосознание, культура и быт. Одним из самых ярких проявлений национального характера русских является стиль жизни, который кардинально отличается от западных норм.

У каждого этноса, входящего в группу, есть общие с другими этносами черты – в обрядовости, фольклоре, истории. Но есть и свое индивидуальное прошлое, специфика образа жизни, стремлении провести границы – «мы такие, мы живем так-то, а они – по-другому». Ребенок начинает осознавать свою этническую принадлежность в 8-9 лет на основе знаний о стране, родном языке, образе жизни родителей.

Я – русский

Этнографы спорят, считать ли русских нацией или этносом. Эти термины имеют между собой много общего. Иногда в научный обиход входит еще и понятие «этос». В отношении русских им обозначают ту самую «русскую душу» — мировоззрение, которое отличает русского человека от западного.

Всё чаще возникают споры на тему, что значит нация, народ, национальность. Некоторые общественные деятели пытаются вновь ввести графу национальность в документ, удостоверяющий личность. Да не просто ввести, а так, чтобы человек доказывал свою принадлежность к той или иной нации в государственных органах.

Давайте разберёмся в этом запутанном вопросе. Что значат слова, народ, нация и их производные. Обратим внимание на то, что в одних странах национальность обозначает конкретный генотип человеческого вида, а в других гражданство. Например говорят что Россия многонациональная страна и одновременно в России существуют национальные проекты, национальная гвардия и Национальный лидер. Не говорят же многонациональный лидер России, многонациональная гвардия. Т.е. когда говорят про многонациональную страну имеют в виду одно, а когда про национального лидера другое. Что бы разобраться в этом, разберём этимологию данных слов.

То есть Народ образуют Рода, а любой род начинается с мужчины и женщины. Мужчина и женщина являются носителями генотипа или гаплогруппы. Народ образуется по крови, и носители определённой гаплогруппы являются одним Народом. Народ существует на протяжении веков и тысячелетий. То есть Народ это вневременное понятие общности людей одной крови. Народ через время проносит не только свою кровь но и культуру, привычки и присущие только ему особенности. Други гаплогруппы, вступающие в контакт с народом ассимилируются и становятся одним целым. Народ вечен.

Надо отметить, что Конституция РФ начинается словами, которые отражают суть жизненных принципов россиян: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». А в 1 главе «Основ конституционного строя» 3 статья разъясняет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ».

Основы российской государственности

Таким образом, под понятием «народ» имеются ввиду все нации и народности, проживающие в пределах одного государства.
И Россия – не исключение. Это родина разных народов, говорящих на разных языках, которые исповедуют разные религии, а, главное, отличаются самобытностью культур и менталитетом.

Научное понимание терминов «народ» и «нация»

Надо сказать, что со словами «нация» и «народ» тесно связано понятие «национализм». И историй, когда либеральный национализм (защищающий интересы каждого народа в отдельности) легко может перейти в крайний национализм (шовинизм) предостаточно. Поэтому рассматриваемый вопрос и требует внимательного к себе отношения.

Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

Вам может понравиться =>  Отключили Свет За Неуплату За Подключение Берут Плату Правомерно 2022

Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.

Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.

История термина
Применяли изначально для определения близкородственных групп, которые называли также «племенами», в библейской литературе «родами», которые делились на «колена» и т.п. В дальнейшем, особенно, с появлением государственных образований, слово стало приобретать более размытое значение.

Тема: Чем отличается народ от народности?

Этнография
Народ — термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство). Позже, как признак стали использовать ряд вторичных признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т.д. 2

Чем отличается народ от народности? 4 года, 10 мес. назад #239

Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.

Согласно Хабермасу, национальные государства последнего поколения — это «наследники империй», вышедшие из их состава и уже самим этим фактом доказавшие свои преимущества перед государствами — «преемниками старых империй». В таком случае Россия конечно же оказывается в числе последних, а Грузия, Украина и остальные «непреемники», видимо, по самому факту правовой непреемственности пребывают в составе национальных государств со всеми их преимуществами. Чем многоэтничные Украина, Грузия, Казахстан или Узбекистан отличаются от России с точки зрения нациестроительства, непонятно. Какие такие свои преимущества эти государства продемонстрировали перед Россией, — еще более непонятно. Ни с точки зрения экономической и социальной ситуации, ни с точки зрения консолидации управляемого населения и эффективности центральной власти, ни с точки зрения утверждения национального самосознания и уважения прав меньшинств, ни в каком другом отношении эти страны не могут быть названы в числе успешных, а тем более «примерных» для России государств. Россия — гораздо более успешно самоопределившееся национальное государство, чем большинство тех, которых Хабермас зачисляет в национальные государства, появившиеся после распада СССР.

Сегодня все мы живем в национальных обществах, которые обязаны своей идентичностью политическому единству государств. Однако современные государства стали возникать до появления «наций» в современном их понимании. Две политические сущности — современное государство и современная нация — сплавились в форму национального государства не ранее конца XVIII столетия. Но в юридическом и политическом контекстах мы обычно пользуемся понятиями «нация» и «народ» как взаимозаменяемыми. Хотя, помимо прямого юридического и политического значения, термин «нация» указывает на общность, сформированную по критерию единства происхождения, культуры и истории, а часто также общего языка. Поэтому отнюдь не случайно понятие «нация» имеет двоякое значение — Volknation и Staatsnation — «культурная нация» (или этнонация) и государственная (или гражданская) нация.

«В современную эпоху, — пишет К. Вердери, — нация стала мощным символом и основой классификации в международной системе национальных государств. Ею обозначаются отношения между государствами и их подданными, а также между одними государствами и другими; это идеологический конструкт, играющий важную роль в определении позиций субъектов как в рамках современного государства, так и в рамках международного порядка. Это значит, что нация имеет решающее значение для определения способа связи государства со своими подданными, который отличает их от подданных других государств а также для его внешнего окружения».

Вариант третий — «доктринальный». Его задача также заключается в том, чтобы показать и предложить пути будущего развития России. Вот что пишут его авторы в своих тезисах «Русской доктрины» относительно понимания того, что представляет собой Русская нация в разделе «2. Духовно-политическая нация»: для начала же нам необходимо восстановить точное представление о себе как нации, исходя не из абстрактного общечеловеческого понимания, а из собственной истории — именно на основе опыта «русской нации» мы сможем верно, по-своему, по-настоящему глубоко осмыслить и что есть «нация вообще». Русская доктрина предлагает свое видение национальной истории и считает необходимым принять непротиворечивую официальную концепцию истории Отечества, без чего невозможно уверенно двигаться в будущее».

Тогда, утверждая понятие «нация» вообще и понятие Русская нация, мы будем иметь возможность говорить о том, что Русский народ и русские, составляющие физическую и духовную основу Русской нации, собирают вокруг себя другие народы, позволяя им полностью слиться с ними в государственном отношении. Опираясь на такое определение, мы можем утверждать, что Русская нация это вовсе не разноплеменное сборище, договорившееся пожить вместе до тех пор, пока это выгодно каждому и выдумавшее для этого общие временные правила. «Россия, — писал по этому вопросу С.А. Хомяков, — принесла в свое великое лоно много разных племен: финнов прибалтийских, приволжских татар, сибирских тунгусов, бурят и проч., имя, бытие и значение получила она от Русского народа (т.е. от членов Великой, Малой и Белой Руси). Остальные должны с ней слиться вполне: разумные, если поймут эту необходимость; великие, если соединятся с этою великою личностью; ничтожные, если вздумают удерживать своею мелкую самобытность»(9). На то, что становление Русской нации шло не только путем «привнесения в великое лоно России различных племен», но и инославных верований, указывал И. Ильин. В своей работе «Опасности и задания русского национализма» он писал: «Нация, как единение людей с единым национальным актом и культурою, не определяется принадлежностью к единой церкви, но включает в себя людей разной веры, и разных исповеданий, и разных церквей. И тем не менее русский национальный акт и дух был взращен в лоне Православия и исторически определился его духом. «(10).

Вам может понравиться =>  Лимит страхового возмещения по осаго 2022

Самый крупный в русской лексикографической практике «Большой словарь иностранных слов» (А.Н. Булыко, М., 2007) рассматривает нацию, племя и народ как однокорневые по смыслу слова и фактически ставит между ними знак равенства: «Нация (лат. Natio = племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и особенностей характера»

В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.

Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.

Этническое самосознание побуждает людей к защите национальных интересов. Эти интересы не статичны, они меняются со временем. Кроме того, они могут быть противоречивы: с одной стороны, народу необходимо защищать свои особенности и уникальность, с другой стороны — взаимодействовать с другими этносами, обогащать свою культуру и меняться.

В России для обозначения принадлежности к определенной этнической группе обычно используется слово «национальность», то есть в рамках нации-государства люди являются представителями отдельных народов. К примеру, гражданин России по национальности может быть русским, татарином, чеченцем, белорусом или представителем любого другого этноса.

Виды этнических общностей

Территория важна на первом этапе, когда этнос формируется. Однако в дальнейшем народ может сохраняться, даже если утратил собственную территорию. Например, евреи долгое время не имели собственного государства и территории, однако не исчезли как народ.

Журналист, общественный деятель, член президиума совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Максим Шевченко рассказал о том, что порождает ксенофобию в России, как стереотипы влияют на формирование российской нации и почему слово «народ» имеет двусмысленный окрас. Встреча с экспертом прошла в рамках семинара «Национальный вопрос», организованного Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в рамках программы «Толерантность».

Санкт-Петербург

Я всегда являлся сторонником того, что дискурс побеждается не запретами, а контрдискурсом. В современном информационном обществе, если вы хотите победить ксенофобию, вы должны выстроить противоположную политическую концепцию. Она должна вытеснить и маргинализировать то, что вы считаете неправильным, на периферию исторического процесса. И если вы не способны это сделать, то, возможно, экстремизм является объективным трендом исторического процесса. Но я верю в то, что мы способны ответить на экстремистские высказывания.

Справка

– Эта стратегия мне добавила внутренней бодрости. В новой Стратегии национальной политики заложено решение земельного вопроса, вопросов представительства этнических групп и личного самоопределения в больших мегаполисах, в современном информационном обществе, сосуществования разных народов и миграции. На мой взгляд, это универсальная схема.

Adblock
detector