Отличие 19-Ой Статьи От 20-Ой По Чаэс

Содержание

Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).

Инвалидам «чернобыльцам» вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное назначение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности от военной травмы по государственному пенсионному обеспечению. При этом, назначение второй страховой пенсии по старости может быть осуществлено, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (балла), определенной законом с учетом переходных норм ( в 2022г- не менее 13,8 балла, к 2025году- в размере не менее 30 баллов).

Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению по этому же закону с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет ( т.е мужчинам при достижении возраста 50 лет, женщинам- 45 лет), при наличии не менее 5-ти лет трудового стажа.

Согласно Закону № 1244-1, пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом «О страховых пенсиях» при наличии определенной продолжительности страхового стажа ( в 2022г –не менее 9лет и постепенно такой стаж увеличивается к 2024г до 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента- балла (в 2022- не менее 13,8 балла, к 2025-не менее 30), или в соответствии с Законом №166-ФЗ- при стаже не менее 5 лет.

  • — получившие или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий;
  • — инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
  • — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1990 гг.

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Так, формулировки, применяемые при установлении инвалидности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2022 г. № 772 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95», вступившем в силу 27 августа того же года. Применительно к чернобыльцам используются формулировки (п. 14 Постановления № 95):

В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий: государственной по достижении пенсионного возраста и пенсии по инвалидности, даже если заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2022 г. № 1-О подчеркнул, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости.

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

Закон РФ от 15 мая 1991 г

*) К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 3-П пункт 7 статьи 17 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом — вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) — однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам

Действие Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/км2. Введено разделение указанных территорий на 4 зоны: отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Определяется государственная политика в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Устанавливаются социальные гарантии подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Денежные компенсации и иные выплаты гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона):

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона)

Ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона)

К гражданам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.

Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, — граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»).

Отличие 19-Ой Статьи От 20-Ой По Чаэс

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27_1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7-9 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:

В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

Вам может понравиться =>  Налог с нежилого помещения в 2022 году

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Закон РФ от 15 мая 1991 г

**) Под чистыми продовольственными товарами понимаются продукты питания, в которых содержание радионуклидов не превышает установленные международные нормы и которые признаны годными к реализации и потреблению органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 3-П пункт 7 статьи 17 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом — вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) — однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2022 г. N 54-П пункт 9 части 1 статьи 27.1 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату

  • Раздел I. Общие положения (ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Цели и задачи Закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки
    • Статья 4. Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 5. Финансирование Закона
    • Статья 5.1. Порядок предоставления гражданам отдельных мер социальной поддержки
    • Статья 6. Основные положения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы
  • Раздел II. Режим и экологическое оздоровление территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 7 — 12)
    • Статья 7. Зоны радиоактивного загрязнения
    • Статья 8. Зона отчуждения
    • Статья 9. Зона отселения.
    • Статья 10. Зона проживания с правом на отселение
    • Статья 11. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 12. Экологическое оздоровление территории Российской Федерации, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы
  • Раздел III. Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (ст. 13 — 28)
    • Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 15. Возмещение вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 16. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, занятых на работах в зоне отчуждения
    • Статья 17. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • Статья 18. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 19. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 20. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения до их переселения в другие районы
    • Статья 21. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)
    • Статья 22. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 23. Порядок прохождения военной службы (службы) гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. Социальные гарантии военнослужащим
    • Статья 24. Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 24.1. Национальный радиационно-эпидемиологический регистр
    • Статья 25. Меры социальной поддержки детей и подростков
    • Статья 26. О дополнительных льготах, не предусмотренных настоящим Законом
    • Статья 27. О возобновлении жизнедеятельности населения в зонах отчуждения и отселения
    • Статья 27.1. Ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 28. (утратила силу)
  • Раздел IV. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы (ст. 28.1 — 38)
    • Статья 28.1. Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 29. Пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 30. Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения
    • Статья 31. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения
    • Статья 32. Пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
    • Статья 33. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 34. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • Статья 35. Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы
    • Статья 36. Пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне)
    • Статья 37. Пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение
    • Статья 38. (утратила силу)
  • Раздел V. Компенсации гражданам за ущерб, нанесенный здоровью в результате чернобыльской катастрофы (ст. 39 — 42.1)
    • Статья 39. Компенсация за вред здоровью гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы
    • Статья 40. Компенсация за вред здоровью участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 41. Компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • Статья 42. Выплаты компенсаций гражданам за вред, нанесенный их здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям за потерю кормильца
    • Статья 42.1. Обеспечение размещения информации о назначении и осуществлении возмещения вреда и мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
  • Раздел VI. Права предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в связи с чернобыльской катастрофой (ст. 43 — 46)
    • Статья 43. Права предприятий, учреждений и организаций в связи с чернобыльской катастрофой
    • Статья 44. Права общественных объединений
    • Статья 45. Гарантии гражданам и юридическим лицам при осуществлении ими защитных мероприятий на загрязненной территории
    • Статья 46. Права граждан и общественных объединений Российской Федерации на информацию о чернобыльской катастрофе
  • Раздел VII. Контроль за исполнением и ответственность за нарушение законодательных актов Российской Федерации о чернобыльской катастрофе и издаваемых в соответствии с ними других актов законодательства (ст. 47 — 49)
    • Статья 47. Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 48. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
    • Статья 49. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан других государств, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

  • заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «з»);
  • заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «и»);
  • заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «к»).

Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.

Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2022 г. № 31656/2022 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.

В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий: государственной по достижении пенсионного возраста и пенсии по инвалидности, даже если заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

Льготы, предусмотренные для ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС

  • удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС с предоставлением льгот по статье 19 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;
  • документы о работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году, или период (10 суток), если работа выполнялась в 1987 году.

— Законодательством действительно предусмотрен льготный порядок исчисления стажа работы при назначении пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Время работы, военной службы или службы на эксплуатации Чернобыльской АЭС и в зоне эвакуации с момента катастрофы до 31 декабря 1987 засчитывается в стаж работы в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988 — в полуторном размере. В случае, если такая работа протекала в зоне первоочередного отселения или в зоне последующего отселения, то она засчитывается в стаж работы в полуторном размере с момента катастрофы.

Кроме того, для отдельных категорий граждан законодательством установлено право досрочного выхода на пенсию по возрасту на 5 (10) лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста, в том числе в отношении граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Для указанной категории граждан документами, подтверждающими право, являются удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС с предоставлением льгот по статье 19 Закона о Чернобыльской АЭС, а также заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии.

  1. участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения) в 1986-1987 годах — 50%, в 1988-1989 годах — 25 %;
  2. гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации, зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения — 25 %.

Кто имеет право на льготы, пенсии и пособия — ответы на топ-10 вопросов о пострадавших от катастрофы в Чернобыле

Право на досрочную пенсию по возрасту на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено также гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий При этом, мужчинам она назначается при стаже работы не менее 20 лет, женщинам – при стаже работы не менее 15 лет.

  • удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); документы, подтверждающие факт работы в пределах 10-километровой зоны в 1986 или 1987 году.
  • справки работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны периоды работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.
Вам может понравиться =>  Могут Ли Судебные Приставы Наложить Арест На Автомобиль За Границей

Есть и другие условия назначения досрочной пенсии по возрасту. На 5 лет раньше можно выйти на пенсию при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий). Кроме того, для назначения данной пенсии требуется наличие стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин.

— Получить надбавку вы можете только в том случае, если принимали участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации или на самой атомной станции. В этом случае надбавка к пенсии составляет 25% минимального размера пенсии по возрасту.

— Дополнительные надбавки могут получить: ликвидаторы в 1986-1987 годах в зоне эвакуации или занятые в этот период на других работах на станции, временные командировочные, военнослужащие, военнообязанные и участники других радиационных аварий. В этом случае они получат 50 % минимальной пенсии по возрасту. А те, кто работал в 1988-1989 годах, могут получить 25 % минимальной пенсии по возрасту.

Если гражданин имеет право одновременно на ЕДВ по нескольким основаниям, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по одному из оснований по его выбору. Однако лица, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом N 1244-1 могут получать ЕДВ одновременно по двум основаниям.

  • вступление без очереди в ЖСК, получение ИЖС, покупку садовых и дачных участков;
  • обслуживание без очереди в медицинских учреждениях, поликлиниках (куда официально прикреплены) и аптеках;
  • устройство ребенка без очереди в детский сад, санаторий (дополнительно положена ежедневная компенсация на питание в размере 90 руб.);
  • устройство в организации социального обслуживания (дома престарелых, инвалидов).
  • облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
  • ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
  • командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
  • работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.

Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

— оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации) , в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;

В ТОО работает специалист, который в 1988 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работником представлено заявление на предоставление льготы при исчислении ИПН на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и приложена копия документа — «Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 г.». Льготы и социальная защита участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предусмотрены Законом РК от 28.04.1995 г. № 2247. К лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, согласно статье 6 Закона, отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах. К другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 Закона отнесены лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. Льготы и гарантии, предоставляемые участникам войны, определены статьей 11 Закона, в т. ч. в пункте 34 статьи 11 предусмотрено льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, установлены статьей 14 Закона. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, на них распространяется действие пункта 34 статьи 11 — льготное налогообложение. Льготы и гарантии, предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, предусмотрены статьей 16 Закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона. Таким образом, льгота, предусмотренная пунктом 34 статьи 11 Закона (льготное налогообложение), не предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. На основании рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» применить подпункт 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса об освобождении от обложения индивидуальным подоходным налогом годового дохода в пределах 55-кратного МРЗП, действующей в текущем финансовом году, могут только участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, при этом участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах право на льготное налогообложение их доходов не имеют. Так ли это?

Вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в судебной практике*

При обсуждении пункта 9 Постановления от 14.12.00 № 35 высказывалось мнение, что Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.92 № 4214–1 (далее – Правила от 24.12.92), утратили силу частично и в определенной части могут применяться и в настоящее время. Такая позиция не соответствует действительности, поскольку названные Правила полностью утратили силу с 6 января 2000 г. на основании ст. 29 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правитель­ства РФ от 25.02.03 № 123. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.

При определении размера сумм возмещения вреда до 15 февраля 2001 г. следует руководствоваться п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.91 № 1244–1; он определял сумму возмещения в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), который рассчитывался в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.

В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Вместе с тем необходимо учитывать, что такое средство доказывания, как свидетельские показания, сопряжено с субъективным фактором и требует со стороны суда тщательной проверки и объективной оценки. В связи с этим в комментируемом пункте обращено внимание на следующее: если заявитель ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие указанный факт, и, если они имеются, предложить представить их суду либо в необходимых случаях оказать содействие заявителю в истребовании таких доказательств.

Закон РБ О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварийСтатья 19

2.2. преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

  • оплата найма и содержания жилплощади (оплата по договорам аренды, ежемесячные платежи управляющей компании);
  • взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, как для самих льготников, так и для членов их семей;
  • оплата водоснабжения, канализации, электроэнергии – по показаниям счетчиков или по нормативам потребления;
  • стоимость приобретаемого топлива согласно нормативам и расходы на его транспортировку (если жилье без централизованного отопления).

Согласно Постановлению Правительства РФ №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС» к зоне отчуждения отнесены несколько населенных пунктов Брянской области; к зоне отселения – некоторые населенные пункты Брянской, Орловской, Тульской и Калужской областей; населенные пункты еще нескольких субъектов РФ относятся к зоне проживания, имеющей льготно-экономический статус.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2022 году сумма равна 1075,19 рублей).

Почему российская армия столкнулась с таким сопротивлением в Харькове

25 февраля Россия начала ввод на территорию Украины второго эшелона своих наступательных войск для скорейшего завершения специальной военной операции по денацификации соседней страны. Об этом можно судить по сообщениям от очевидцев, которые рассказывали о гигантских колоннах российской бронетехники, заходящей на Украину с нескольких направлений.

Сложилась ситуация, при которой российское командование решило не идти на полноценную зачистку города от ВСУ, чтобы избежать большого числа жертв среди мирного населения. Именно по этой причине российским военным пришлось пересмотреть свои первоначальные планы, начав ввод второго эшелона через альтернативные маршруты, а не по маршруту Белгород – Харьков.

На улицах Харькова появились самые разнообразные образцы техники: от бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ) и РСЗО, и даже до самоходной пушки 2С7 «Пион». Таким образом, ВСУ задействовали все, что смогли. ВСУ разместили все эти системы вооружения и техники в кварталах с плотной жилой застройкой и, прикрываясь мирным населением, упорно пытаются удержать город.

Одна часть войск направилась по трассе Белгород – Купянск с дальнейшим продвижением на Изюм, обходя Харьков с юга. Другая пошла через Сумскую область в сторону Киева, обходя Харьков с севера. В целом в этот день только из одной Белгородской области России на территории Украины вошел целый корпус – более 1 тыс. единиц техники: танки, САУ, БМП и др. Поэтому нет сомнений, что очень скоро все Левобережье окажется под контролем ВС РФ.

Льготы и гарантии пострадавшим и ликвидаторам аварии на ЧАЭС

В случае, если в настоящее время такой государственный орган (организация) не имеет права проводить обмен удостоверений, участники ликвидации, ставшие инвалидами, должны обращаться в облисполкомы, а жители Минска — в администрации районов столицы по месту жительства. Обмен удостоверений потерпевших от катастрофы на ЧАЭС граждан, ставших инвалидами и имеющих право на льготы по статье 18 Закона, осуществляется облисполкомами, а жителям Минска – Минским горисполкомом.

— Вам необходимо письменно обратиться в Департамент по адресу: 220004, г. Минск, пр. Победителей, 23, корп.1. У нас есть перечень населенных пунктов и объектов, которые относились к 10-километровой зоне. Участие в работах на самой станции и в 10-километровой зоне дает право выхода на пенсию на 10 лет раньше.

— Установление причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями осуществляется областными или Минским городским межведомственными экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий. За установлением такой причинной связи необходимо обращаться в
г. Витебске по адресу: 210010, г. Витебск, ул. Гоголя, 6. В случае несогласия с вынесенным решением можете обратиться в Республиканский межведомственный экспертный совет по адресу: 220114, г. Минск, ул. Макаенка, 17.

  • С.Н.Тарасевич, Берёза: Мой муж – участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (ст.20). Был командирован в 1988 г. своей организацией ПМК-56 (трест «Полесьеводстрой»). Обращался в райисполком по вопросу обмена удостоверения. Ему сказали, что надо обратиться в организацию, которая его командировала. В данное время ни ПМК-56, ни треста уже не существует. Куда ему обратиться? Какие надо представить документы?

— В соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»
г. Семипалатинск относится к зоне повышенного радиационного риска, что соответствует зоне с правом на отселение согласно белорусскому законодательству. Граждане, выехавшие из зоны с правом на отселение, не относятся к числу граждан, которые имеют право на льготы в соответствии с Законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий». Данной категории граждан удостоверение пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий не выдается.

Вам может понравиться =>  Выплаты на ребенка украина 2022

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий

Согласно пункту 26 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. № 777, время работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка.

Определение права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», на надбавку к пенсии, исчисление размера и порядок их назначения гражданам, в том числе пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий относится к компетенции органов по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь обращает внимание, что пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, производится в соответствии с пенсионным законодательством Республики Беларусь с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее-Закон).

Гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года, – 25 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 24 Закона).

Надбавка к пенсии потерпевшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначается при предоставлении ими в органы по труду, занятости и социальной защите удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, с правом на льготы по статье 24 Закона.

— Я склонен предполагать, что это не сбой, а действительно такие показания. В этом случае это, скорее всего, свидетельствует об утечке. Насколько она серьезная, мы будем видеть, исходя из того, как долго она будет продолжаться, как далеко она будет распространяться. Это будет видно по данным датчиков. Если в течение нескольких следующих дней будет согласованный рост мощности дозы в других местах, значит, точно что-то протекает.

— Первое, о чем надо подумать, это что может сбоить датчик. Такое бывает часто. Но случается это, как правило, с одним датчиком. Здесь же мы видим несколько точек с резким ростом мощности дозы [излучения], — объясняет физик-ядерщик Андрей Ожаровский.

В тот же вечер в районе Чернобыльской атомной электростанции радиационный фон увеличился вплоть до 20 раз в отдельных точках, показывает мониторинг проекта Saveecobot. Как указано на сайте, в этом мониторинге отражена информация украинского предприятия «Экоцентр», которое специализируется на осуществлении мониторинга всех компонентов окружающей среды в зоне отчуждения.

Известно, что в связи с введением в стране военного положения работать на объекте остался только оперативный персонал, необходимый для обеспечения работы площадки Чернобыльской АЭС. Об этом говорил исполняющий обязанности гендиректора станции Валерий Сейда.

В первый день начала войны в Украине российские военные захватили Чернобыльскую АЭС. Вскоре после этого уровень радиации в месте расположения станции подскочил до 20 раз. Zerkalo.io изучило сведения украинских профильных структур и спросило физика-ядерщика Андрея Ожаровского, в чем может быть причина такого роста и что подобный уровень радиационного фон значит для человека.

РОДНАЯ КРОВЬ
Оба выпуска газеты «Говорит и показывает Москва» я обнаружила в архиве своего деда.
Дед умер два года назад. Родился он в начале века, образование получил академическое — за гимназические успехи был даже премирован сборником стихов Его Высочества князя Константина. Собирался вместе с другом на философский в университет поступать, да жизнь по-своему распорядилась — пошел в Тимирязевскую академию.
Друга красноармейцы в восемнадцатом расстреляли. Пришли в здание на Манежной — на первом этаже сидели гуманитарии, на втором — естественники. Гуманитариев увели, и больше они не вернулись. Так моему деду повезло в первый раз.
Потом он, немец по происхождению, блестяще окончил Тимирязевку и был командирован в Германию — технику сельскохозяйственную для колхозов у буржуев закупать. По возвращении, уже обремененный семьей, заселился в дом на Маяковке, где сейчас расположен ГУТА-банк, напротив «Калинки-Стокманн».
В 37-м в один день пришли и всех мужчин, кто в доме сидел, на работу уйти не успел, забрали. Деда посадили на восемь лет, и так ему повезло во второй раз — воевать не пришлось.
В Москву дед вернулся только в 57-м. Устроился в свой научно-исследовательский институт, сильно потрепанный во время борьбы с лженауками и фашизмом, на должность мэнээса. Дослужился до руководителя отдела, стал профессором.
Энциклопедически образованный человек, он жил в своем мире, совершенно не похожем на наш. В свободное время много читал, что-то конспектировал, вырезал какие-то материалы из журналов, газет, вел картотеки и все материалы аккуратно складывал в папочки.
Состоял в переписке с множеством людей — таких же чудаков-интеллектуалов, с которыми вместе или когда-то учился, или сидел, или работал, или просто познакомился во время поездок по стране.
Когда дед умер, вся квартира представляла собой запущенный архив. Копаться в нем было делом неблагодарным: на ворох какой-то мусорной информации — крупицы фактов. Но иногда — очень любопытных.
В отдельной голубой папке-футляре лежали две потрепанные газеты, журнал «Атомная энергия» и неразборчивая записка, из которой явствовало, что обратить внимание надо на рисунок, расположенный под программой передач.
Когда я впервые разложила перед собой оба газетных выпуска и перечитала несколько раз записи деда, в голове все смешалось.
Первая мысль была, что Чернобыльскую АЭС взорвала какая-то группа террористов, а газетный рисунок — сигнал к проведению операции. Вторая мысль: значит, мой дедушка каким-то образом причастен к этому.
Глубоко законспирированная террористическая организация могла базироваться в то время только на людях, которые пострадали от сталинских репрессий. Дедушка, по крайней мере, мог знать или догадываться о существовании подобных организаций, если они существовали.
Зная своего деда, я сразу же отбросила эту мысль. Если бы он даже только догадывался о чем-либо подобном, то обязательно попытался бы предупредить взрыв. В любой случае это как-нибудь отразилось бы в его дневнике.
Дальше в голове стали рождаться и вовсе фантастические версии. Международный заговор ученых. Промышленная диверсия. Инопланетные существа.
Чтобы не морочить головы читателям, мы просто обошли с газетой в руках ученых и политиков, которые так или иначе причастны к расследованию причин аварии и работам на Чернобыльской АЭС в 1986 году, и попросили их высказаться по этому поводу.

Вот из-за чего рванули Чернобыль именно его и должна была питать АЭС.
* * *
Недалеко от Чернобыльской АЭС (Украина) есть вот такой вот интересный объект. И его мол видно будет из Припяти. Оказывается это так называемый Чернобыль-2. Объект называется «Дуга», проработал он несколько лет

ЧЕРНОЕ И КРАСНОЕ
Передо мной лежит одна из фишек — новосибирский выпуск газеты «Говорит и показывает Москва» от 16 апреля 1986 года. С программой передач на 21-27 апреля. Рядом — для сравнения — тот же выпуск той же самой газеты, но от 3 апреля с программой передач на предшествующую неделю.
Внешне, да и по содержанию, выпуски ничем друг от друга не отличаются. Ничем, за исключением одной детали. В радиопрограмме новосибирских трансляций в красный цвет выкрашены две даты — 26 и 27 апреля, суббота и воскресенье — даты взрыва и развития катастрофы на Чернобыльской АЭС, 22 апреля — день рождения Ленина — черный, а 26 и 27 апреля — красные. При этом в программе центрального вещания нет ни единого красного пятнышка. Значит, закрасили «чернобыльские» дни не в Москве, а в Новосибирске.
(Необходимое отступление. В Новосибирске в советские времена был расположен самый крупный в стране Академгородок. Здесь же находился крупнейший центр исследования проблем ядерной энергетики.)
Новосибирский выпуск газеты «Говорит и показывает Москва» всегда — и до и после номера от 16 апреля 1986 года — выходил только в черно-белом варианте. Технологически для того, чтобы выкрасить газетный лист во второй цвет, необходимо лишний раз прогнать весь тираж через станки в ротационном цехе.
Мало того, одной только «закраской» двух календарных дней различия между двумя новосибирскими выпусками газеты не ограничиваются. Колонка с воскресной программой передач набрана более мелким кеглем, чем обычно. На сэкономленном месте прямо под программой передач напечатана плашка.
Для людей, не знакомых с полиграфической технологией тех лет, поясним. Плашкой называется цинковая пластинка, получаемая методом гальванопластики.
Не вдаваясь в подробности, чтобы понятно было: художник рисует картинку, ее отправляют в цех цинкографии, и оттуда выходит пластинка, на которой шиворот-навыворот, наизнанку как бы, вроде негатива, выпукло, как в книжке для слепых детей, изображен рисунок. Если плашку краской покрыть и к бумаге приложить — получится оттиск того самого рисунка, который художник нарисовал. Дело это трудоемкое, поэтому в старое время в советских газетах так мало картинок было.
Но бог с ней, с технологией. Не так важен факт появления в газете плашки, как то, что на ней было изображено.
На картинке под колонкой программы передач было нарисовано следующее. Две прямоугольные рамки, одна в другой, и в получившемся квадрате — симметрично расположенные шестнадцать кружочков. Вернее, пятнадцать. Потому что седьмой кружочек — третий во втором ряду — как бы зачеркнут шестиконечной звездочкой с неровными лучиками (см. газетную иллюстрацию).
Вот и все. Пустая, казалось бы, вещь. Только не для физиков, которые знают, что две рамочки одна в другой, а в центре — симметричные кружочки — это схематичное изображение ядерного реактора, его оболочек и стержней (см. рисунок из энциклопедии).
Для ядерщиков этот рисунок еще более значим. В общеупотребимом списке атомных объектов на территории СССР Чернобыльская АЭС всегда стояла под седьмым номером.
У полиграфистов-газетчиков свои замечания к новосибирской плашке. Они знают, что в старые времена без ведома сверху под зорким взглядом цензора невозможно было запятой на газетной полосе вылезти, не то что загадочному рисунку без подписи и пояснений.
Новосибирский выпуск газеты «Говорит и показывает Москва» подписан в печать 15 апреля — за одиннадцать дней до взрыва на Чернобыльской АЭС.
Кратко подведем первые итоги. В программе красным цветом выделены два дня, на которые приходится авария. Никогда в этом издании цветом числа не выделялись. Ни до, ни после (мы проверили). И рядом с выделенными днями «икс» расположена схема ядерного реактора, в которой взрывом помечен седьмой объект. Седьмой — это Чернобыль, место трагедии.

На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР. 31 человек погиб в течение первых трех месяцев после аварии; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.

Вот и минуло 25 лет с того рокового и памятного дня, когда казалось бы незыблемое и мощное советское государство, именуемое Союз Советских Социалистических Республик, пошатнулось, словно боксер пропустивший мощный апперкот, и в бессилии опустив руки обреченно приняло сокрушающий нокаут, последовавший через несколько лет от коварного и хитрого противника, рухнув в беспамятстве ниц под радостный гвалт мирового сообщества.

Adblock
detector