Может ли рсо взимать одн по договору цессии

Содержание

Обоснование вывода:
Отношения в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам в многоквартирных домах регулируются нормами жилищного законодательства, в частности Жилищным кодексом РФ (далее — ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ N 354 от 06.04.2011 (далее — Правила N 354).
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Порядок заключения и исполнения договора ресурсонабжения между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями предусмотрен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее — Правила N 124).
Согласно положениям Правил N 124 в рамках договора ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальный ресурс в жилые дома, обслуживаемые управляющей компанией, в целях предоставления им коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, а управляющая компания, в свою очередь, как исполнитель коммунальных услуг осуществляет предоставление коммунального ресурса гражданам.
В рассматриваемой ситуации речь идет о возможности управляющей компании уступить право требования просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги в ресурсоснабжающую организацию, перед которой у управляющей организации имеется задолженность за поставленные ресурсы населению.
Согласно п. 26 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
При этом уступка прав требования на основании п. 26 Правил N 124 не тождественна внесению собственниками и нанимателями помещений платы непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ и не влечет перемены лиц в отношениях по управлению многоквартирным домом. Ресурсоснабжающая организация в данном случае не становится исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в таком доме.
Как следует из разъяснений, содержащихся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2022 N 310-КГ14-9029, такая уступка предусмотрена действующим законодательством, при этом цессия не должна приводить к подмене исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации без соответствующего волеизъявления собственников и нанимателей жилых помещений в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, право на заключение договора уступки права требования к потребителям, которые не внесли своевременно плату за коммунальные услуги, прямо предусмотрено действующими нормами, а также подтверждается материалами судебной практики (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2022 N Ф06-64594/20 по делу N А12-34846/2022, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2022 N Ф06-64528/20 по делу N А12-45234/2022, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.07.2022 N Ф06-63083/20 по делу N А12-37961/2022).
В заключении отметим, что Федеральным законом от 26.07.2022 N 214-ФЗ в ст. 155 ЖК РФ добавлена часть 18, устанавливающая запрет на уступку права требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги, третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Однако цель введения данной нормы обусловлена необходимостью запрета уступки прав требований задолженности по коммунальным платежам коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг, что лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан.
В рассматриваемой же ситуации речь идет об уступке прав требования задолженности граждан за потребленные коммунальные ресурсы от управляющей компании к ресурсоснабжающей организации, соответственно, исходя из цели данного правового регулирования, данный запрет на такую уступку не распространяется независимо от территориальной деятельности и вида поставляемого ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 N 17АП-1392/20 по делу N А60-58517/2022).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Управляющая компания вправе заключить с ресурсоснабжающей организацией договор уступки права требования просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2022 года.

Отменяя постановление апелляционного суда, окружной суд исходил из того, что общество с 01.06.2022 (дата расторжения договора энергоснабжения с управляющей организацией), предоставляя коммунальную услугу по электроснабжению, является исполнителем этой услуги в МКД, и соответственно, имеет право требовать от собственников помещений внесения платы за потреблённый ресурс.

Вам может понравиться =>  Могут Ли Судебные Приставы Блокировать Карту Открытую В Другом Городе

Арбитражный суд признал правомерным наложение на ПАО «МРСК Северо-Запада» штрафа в размере 50 000 рублей за отказ в заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Соответственно, независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества дома.

Арбитражный суд взыскал с ООО «Чистый след» более 13 миллионов рублей за ненадлежащую оплату услуг по транспортировке, приему и размещению ТКО.

В связи с возникшими с 19 час 30 мин 16 февраля 2022 года техническими неполадками в работе оборудования, осуществляющего обработку информационных данных суда, возможны проблемы при проведении онлайн-заседаний, размещении документов и сведений о подписании судебных актов на ресурсе «Картотека арбитражных дел». Приносим извинения за доставленные неудобства!

В нашем доме решением общего собрания избрана УК, с которой заключили договор управления многоквартирным домом, т.е. исполнителем коммунальных услуг в нашем МКД является УК. В марте 2022 года УК заключает договор цессии с ресурсоснабжающей организацией, согласно которому Цедент (УК) уступае, а Цессионарий принимает право требования платежей за коммунальную услугу по электроснабжению и ОДН потребителям (собственникам/нанимателям помещений МКД). При этом размер передаваемого требования, период возникновения задолженности и перечень потребителей, право требования к которым передается по договору цессии согласовываются сторонами путем подписания Акта приема-передачи не позднее 5 числа месяца.

Однако нас, собственников МКД, никто о этом не уведомил. Платежные документы нам ежемесячно не предоставлялись. О наличии договора цессии между УК и РСО мы узнали только в судебном процессе, когда нами оспаривались действия РСО по начислению нам платы за электроэнергию на ОДН напрямую. Ежемесячно оплачивая коммунальные услуги через оператора по приему платежей наши деньги поступали не в УК (как требует закон), а в РСО. А теперь выяснилось, что между УК и РСО существует договор цессии Законно ли это? Вправе ли УК переуступать право требования платежей? Соответствует ли это законодательству? Если ли здесь нарушения наших прав?

Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.

На момент разбирательств действовала редакция ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, которая не допускала прямой оплаты КУ на ОДН непосредственно РСО. Исключение было – напрямую РСО можно платить при непосредственном управлении МКД. Но в нашем случае домом управляла УО.

В чём проблема

Суд установил, что плату за электроэнергию на ОДН действительно собирала РСО. Договор с УО она не заключила. Для учёта электричества в доме был установлен ОДПУ, показания со счётчика ежемесячно снимали управляющая организация и РСО.

Управляющие компании спешно начали подготавливать общие собрания собственников помещений в МКД, чтобы перевести владельцев помещений на прямые договора с РСО. Однако еще много нерешенных вопросов в связи с этим. Одним из главных является ОДН и прямые договора с РСО. Кто рассчитывает общедомовые нужды, кто и куда оплачивает их?

Кто и как будет считать, оплачивать общедомовые нужды при переходе на прямые договора

В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.

Основания перехода на прямые договора с РСО

Для начала вспомним, что коммунальные ресурсы не являются коммунальными услугами (за исключением случаев, когда в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован)

В нашем доме решением общего собрания избрана УК, с которой заключили договор управления многоквартирным домом, т.е. исполнителем коммунальных услуг в нашем МКД является УК. В марте 2022 года УК заключает договор цессии с ресурсоснабжающей организацией, согласно которому Цедент (УК) уступае, а Цессионарий принимает право требования платежей за коммунальную услугу по электроснабжению и ОДН потребителям (собственникам/нанимателям помещений МКД). При этом размер передаваемого требования, период возникновения задолженности и перечень потребителей, право требования к которым передается по договору цессии согласовываются сторонами путем подписания Акта приема-передачи не позднее 5 числа месяца.

Однако нас, собственников МКД, никто о этом не уведомил. Платежные документы нам ежемесячно не предоставлялись. О наличии договора цессии между УК и РСО мы узнали только в судебном процессе, когда нами оспаривались действия РСО по начислению нам платы за электроэнергию на ОДН напрямую. Ежемесячно оплачивая коммунальные услуги через оператора по приему платежей наши деньги поступали не в УК (как требует закон), а в РСО. А теперь выяснилось, что между УК и РСО существует договор цессии Законно ли это? Вправе ли УК переуступать право требования платежей? Соответствует ли это законодательству? Есть ли здесь нарушения наших прав?

Федеральным законом вводится запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.

Вам может понравиться =>  Пенсия 10000 Работаю 13 Лет Сколько Буду Получать При Увольнении

В случае уступки права (требования) по возврату задолженности третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, заключенный договор считается ничтожным.

При этом допускается уступка права (требования) по возврату такой задолженности на основании соответствующего договора только вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В декабре организация водопроводно-канализационного хозяйства получила платежи от потребителей: за ноябрь — 160 000 руб., за декабрь — 10 000 руб. Стоимость коммунального ресурса, поставленного в дом в декабре, составила 160 000 руб.

Вместе с тем новые Правила допускают передачу исполнителем третьим лицам функций по снятию показаний приборов учета, начислению платы, составлению и доставке платежных документов потребителям (пп. «е» п. 32). Получается, что в том же договоре ресурсоснабжения исполнитель вправе передать РСО указанные полномочия. Одновременно в законодательстве нет запрета выставлять одному потребителю несколько платежных документов (например, по числу предоставляемых коммунальных услуг). В таком случае РСО будет получать показания приборов учета, начислять плату за коммунальную услугу в строгом соответствии с новыми Правилами, вручать платежные документы. Эти платежные документы должны содержать всю информацию, перечисленную в п. 69 новых Правил, в том числе наименование исполнителя (абонента по договору ресурсоснабжения — УК или ТСЖ). Указывать в качестве исполнителя саму РСО незаконно, она является лишь получателем платы. Информация об этом также должна быть указана в платежном документе (в разд. 2 примерной формы). А вот получение платы и ее принудительное взыскание, как и реализация мер обеспечения исполнения обязательства (начисление неустойки), — это полномочия РСО, вытекающие из того, что право требования к потребителям теперь принадлежит именно ей.

Права и обязанности участников правоотношений

  • возникают обязательства исполнителя по оплате коммунального ресурса и потребителей по оплате коммунальных услуг;
  • передается РСО право требования к потребителям по оплате коммунальных услуг, тем самым исполняется обязательство исполнителя по оплате коммунального ресурса. Тем более что благодаря Правилам заключения договоров ресурсоснабжения стоимость коммунального ресурса, поставленного в дом, полностью идентична суммарной величине платы за коммунальные услуги, начисляемой потребителям в конкретном МКД.

Суд поддержал утверждение управляющей организации о том, что плата за отопление на общедомовые нужды должна быть включена в состав платы, начисленной собственникам за отопление, а взыскание отдельно такой платы может привести к неосновательному обогащению РСО из-за двойной платы за отопление.

Муниципальное предприятие (РСО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании 11 млн рублей по контракту на поставку тепловой энергии. Первая инстанция иск удовлетворила, апелляционный суд такое решение поддержал:

Кроме того, суды обеих инстанций уклонились от проверки расчётов задолженности, хотя управляющая организация настойчиво ссылалась на отсутствие утверждённого норматива на отопление в целях содержания общедомового имущества. То есть у РСО не было норматива, на основе которого она посчитала задолженность, при этом в домах нет приборов учёта тепловой энергии.

Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).

Если до 3 апреля собственники помещений в МКД или члены ТСЖ, ЖСК приняли решение об оплате коммунальных услуг напрямую РСО в силу ранее действовавших частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК, то такой порядок расчета сохраняется. В таком случае, оплачивая коммунальные услуги РСО, собственники выполняют обязательства по оплате перед УО, ТСЖ, ЖСК. Это прямо предусматривает часть 6 статьи 3 Закона от 03.04.2022 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги вправе только исполнитель таких услуг (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг). Если собственники заключают договоры напрямую с РСО, то исполнителем коммунальных услуг будет соответствующая РСО. Это следует из определения термина «исполнитель коммунальных услуг». Такое правило распространяется в том числе на МКД, которым управляет УО или жилищное объединение.

Во всех случаях переход на прямые расчеты с РСО осуществлялся без участия жителей, как это предусмотрено ч.7.1 ст.155 ЖК РФ. И в соответствии с требованиями законодательства РСО не вправе взимать с жителей плату за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.

Предположим, ваш исполнительный лист уже находится у приставов, исполнительное производство идет своим чередом. Вам необходимо обратиться с заявлением в суд, выдавший исполнительный лист, для замены стороны по делу. В суд общей юрисдикции – в порядке ст.44 ГПК РФ, в арбитражный суд – ст.48 АПК РФ. К заявлению необходимо будет приложить договор цессии, подписанный с обеих сторон, а также при необходимости и с отметкой об уведомлении должника (п.2 ст.382 ГК РФ). Суд вынесет отдельное определение о замене стороны по делу, и с этим определением и с самим договором цессии надо идти к приставам.

ОАО «ВЭСК» еще с марта 2022 года начало переход на прямые расчеты с жителями по коммунальной услуге электроснабжения, начисляя плату за коммунальные услуги на ОДН. В настоящее время на прямых договорах находится свыше 50% от МКД нашего города.

Таким образом, на основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. При этом согласно пунктам 69, 17 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.

Новое понятие «исполнитель»

Из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что РСО, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом (далее — товарищество, кооператив) до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса (далее — договор ресурсоснабжения), заключенному управляющей организацией (товариществом, кооперативом) с РСО или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.

Позиция Минстроя

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив (далее — товарищество или кооператив), вносят плату за коммунальные услуги товариществу или кооперативу.

Подобные ситуации могут возникать и в будущем. Например, общее собрание не приняло решения (проголосовало против) перехода на прямые договора с РСО, следовательно должен действовать прежний порядок договорных отношений, при котором УО должна иметь договор с РСО.

Вам может понравиться =>  Льготы для тех кто проживал в чернобыльской зоне

Управляющие компании спешно начали подготавливать общие собрания собственников помещений в МКД, чтобы перевести владельцев помещений на прямые договора с РСО. Однако еще много нерешенных вопросов в связи с этим. Одним из главных является ОДН и прямые договора с РСО. Кто рассчитывает общедомовые нужды, кто и куда оплачивает их?

Кто и как будет считать, оплачивать общедомовые нужды при переходе на прямые договора

Могут ли общедомовые нужды быть коммунальной услугой? Да, но только в исключительных случаях. Об этом указано в Письме Минстроя России от 30.12.2022 №45099-АЧ/04: «Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

  • протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором собственники выбрали способ управления управляющей организацией и данную компанию такой УО;
  • договор управления МКД с перечнем работ и услуг;
  • акты выполненных работ и услуг.

3. Статусные собственники не освобождены от оплаты счетов за ЖКУ

Обязательство собственника помещения оплачивать расходы по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не зависит от заключения государственного (муниципального) контракта. Такая позиция изложена в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда 28.06.2022.

2. Право требовать: суд поддержал УО в иске о предоставлении доступа в квартиру

Суть спора
Собственник нежилых помещений в МКД больше четырех лет не оплачивал счета за услуги по содержанию общего имущества. Свою позицию обосновывал тем, что право собственности на помещения он зарегистрировал в ЕГРН только 04.08.2022, договорных отношений с ТСЖ не имеет. Еще одним доводом был аргумент, что товарищество не подтвердило факт предоставления услуг и выполнения работ, их постатейную расшифровку и расчет платы за период с 21.06.2012 по 30.11.2022.

  • коммунальные ресурсы на содержание общего имущества;
  • коммунальные ресурсы в целях предоставления коммунальных услуг потребителям за расчетные периоды, когда расчеты за КУ шли при посредничестве УО, ТСЖ, ЖСК.

При этом у РСО нет прямого доступа к инженерным коммуникациям МКД, чтобы ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, поэтому РСО и УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны наладить порядок взаимодействия по этому вопросу. В договоре поставки КР на СОИ между управляющей МКД организацией и РСО может быть предусмотрен порядок взаимодействия по аналогии со случаем, когда собственники приняли решение об оплате КУ напрямую РСО (подп. «в» п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124).

При способе управления МКД управляющей организацией, товариществом или кооперативом РСО может предоставлять коммунальные услуги собственникам исключительно в целях личного потребления таких услуг потребителями. Для этого собственники помещений в МКД вправе принять решение о заключении договоров, которые содержат положения предоставления коммунальных услуг: ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Adblock
detector