Ликвидаторам Давали Машину

При работе на загрязненной территории по всем дорогам приходилось двигаться с максимально возможной скоростью, чтобы получить как можно меньшую дозу. В этих условиях, разумеется, любая поломка становилась большой проблемой. Иногда автомобили просто оставляли там, где они сломались – если быстрый ремонт на месте был невозможен.

В первые сутки настоящие масштабы аварии еще мало кто себе представлял, да и после эвакуации Припяти еще была надежда «отмыть» город, вернуть уровни радиации на его улицах к приемлемым значениям. Для этого использовались и ПММ (поливо-моечные машины), привычные для городского ланшафта – «поливалки», а также пожарные автомобили. Улицы и дороги поливались еще и для того, чтобы радиоактивная пыль не поднималась в воздух.

Как верно заметил один из ликвидаторов, «гражданской техники для борьбы с последствиями ядерной аварии просто не существует». Поэтому первыми на помощь пришли именно военные автомобили. Если посмотреть съемки хроники 26 апреля, то можно увидеть, как по улицам Припяти едут БТРы и моют асфальт пеной АРСы – автомобильные разливные станции (автомобиль с цистерной и шлангами со щётками для помывки техники, состоит на вооружении войск химзащиты).

Но все-таки, большую нагрузку взяли на себя машины, изначально предназначенные для работы в боевых условиях. Например, БРДМы — Бронированные разведывательно-дозорные машины — использовались по своему прямому военному назначению — для радиационной разведки местности. БТРы — аналогично для патрулирования зоны, так же, для защиты личного состава (в основном начальства) от радиации при их поездках на станцию. Интересно читать воспоминания ликвидаторов о том, как эти машины приспосабливали под работу в необычных условиях:
«В нашей роте было несколько освинцованых БРДМ. На броню прикреплялись свинцовые листы, а в боевом отделении на пол под сиденье водителя и командирское место укладывались мешки с охотничьей дробью. Машина получалась очень тяжелая, сильно повышался расход топлива, горели тормозные колодки. Но шедевром инженерной мысли был экспериментальный образец, созданный на Киевском танкоремонтном заводе. С БРДМ срезали пулеметную башню, прорезали со стороны кормы дополнительный широкий люк, боевой отсек разгородили пополам перегородкой с дверью. Внутри доварили стальные листы и между ними и броней засыпали дробь. Самое интересное, что заварили и оба люка (водительский и командирский), и оба окна! Водитель должен был водить этого монстра только по перископам, пространство стало таким тесным, что левая рука водителя не проходила в промежуток между рулем и ставшим таким близким левым бортом. Ему при поворотах приходилось постоянно перехватывать левую руку. Из-за тесноты водитель также не мог спокойно сидеть — левое плечо упиралось в стенку! Данное изделие предназначалось для высшего руководства, которое валом валило на станцию, отметиться и получить очередной орден. Такой вот Чернобыльский «членовоз»!

Таких автомобилей было 18 единиц, и сделаны они были по спецзаказу. В июле 1986-го самосвалы отправились в Чернобыль и у завода нет информации об их дальнейшей судьбе. Эта модель очень отличалась от серийной: поскольку автомобиль предназначался для вывоза высокорадиоактивных обломков конструкции 4-го энергоблока ЧАЭС (в том числе радиоактивного графита), для обеспечения защиты водителя внутри серийной кабины разместили специальную одноместную кабину-капсулу из стальных листовых панелей толщиной 3 мм, а внутри эти панели залили слоем свинца: пол – 30 мм, стенки – 25 мм, крыша – 20 мм. Кабина вышла тяжелая, более 3 т., поэтому она была выполнена на своем каркасе из гнутых швеллеров размером 50 х 100 х 7, левый лонжерон рамы (под кабиной) был усилен накладкой, левая рессора тоже усилена. Окна изготовлялись из радиоционно-поглощающего спецстекла, размером чуть более листа А4. Внутри кабина была обита панелями с винилпластиком толщиной 5-8 мм, чтобы можно было мыть ее дезактивационным раствором под давлением.
В строительстве саркофага аварийного блока использовался также экскаватор одноковшовый войсковой ЭОВ-4421, на базе КрАЗ-255.

15. Цистерна для воды в этой машине когда-то была оранжевой — а вот кабина и в этой модификации, и в других образцах ЗИЛ-130 всегда была голубой. Почему так происходило? Тут есть сразу несколько версий. Одна из них говорит о том, что сочетание белого и голубого было выбрано для того, чтобы ЗИЛ-130 (специальное авто) было хорошо заметно на дорогах и в городе. Ну а другая версия утверждает, что в СССР были просто большие запасы голубой краски — которые и «сплавили» на завод ЗИЛ.

14. Остатки цистерны на базе ЗИЛ-130, которая тоже использовалась в работах по дезактивации. Характерная цистерна как бы «прямоугольного» сечения говорит о том, что это была не ёмкость для перевозки ГСМ, а поливомоечная машина — вы могли такие ещё застать на улицах в последние годы СССР и в ранние девяностые годы. Объём цистерны составлял примерно 5-6 тысяч литров воды — что конечно не так впечатляет, как гигантская цистерна на БелАЗе, но тоже кое-что. Кроме того, у ЗИЛа-130 была электрощётка, что позволяло эффективно поднимать радиоактивную пыль на улицах Припяти и смывать её в ливнёвую канализацию.

02. Предвижу вопросы о том, фонит ли эта штука. Да, фонит — но в пределах, не слишком опасных для кратковременного изучения техники. В паре метров от ИМР-а дозиметр показывает типичные для современной Припяти уровни (в 2-4 раза выше нормы), но вплотную и со снятым бета-фильтром дозиметр показывает уже более высокие значения — от 400 до 800 микрорентген в час. Если хорошо поискать в поисковом режиме дозиметра — то на корпусе ИМР-а в районе воздуховодов и гусеничных траков можно найти отдельные локальные точки до 1-2 миллирентген в час.

09. Ну а мы идём дальше и видим на площадке сразу несколько автомобилей БелАЗ-540, стоящих рядком. Первые два автомобиля не представляют собой ничего особенного — это обычные карьерные самосвалы, использующиеся в качестве перевозчиков сыпучих грузов (песка, горной массы и прочего) большого объёма — предположу, что эти автомобили вывозили срезанный (вручную солдатами) грунт из Припяти при её дезактивации в 1986-88 годах. А вот третий автомобиль, что находится в правой части кадра — более интересная штука.

10. Это ни что иное, как спецавтомобиль УМП-1, разработанный на базе БелАЗ-7548. Вместо откидного кузова этот автомобиль имел цистерну огромного объёма, куда вмещалось примерно 30 тысяч литров дезактивационного раствора. На кабину автомобиля сверху устанавливали так называемый гидромонитор на лафете с электроприводом — которым мог управлять водитель автомобиля прямо из кабины. Предполагалось, что такой мощной машины хватит, чтобы дезактивировать (помыть) спецсоставами 16-этажки в Припяти — гидромонитор должен был добить до той высоты, куда не доставали обычные пожарные авто со стандартной пожарной помпой.

Ликвидаторам Давали Машину

В первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС в тушении огня на четвертом реакторе принял участие автомобиль АЦ-40 на базе УРАЛ-375 лейтенанта Виктора Кибенка. Пожарный получил высокую дозу облучения и позже скончался в Москве. Посмертно он был награжден званием Гeрoя Сoвeтскoгo Сoюзa. Автомобиль Кибенка, как и многие другие пожарные машины, был захоронен в могильнике зараженной техники у Буряковки. Также пожарные «Уралы» активно использовали для проведения дезактивационных работ на территории зоны отчуждения. Например, эти машины обрабатывали специальным раствором здания и дороги в Припяти.

Львовский автобусный завод для помощи ликвидаторам катастрофы на чернобыльской АЭС выпустил специальный автобус с защитой от радиации. Машину с индексом ЛАЗ-692 построили на базе модели ЛАЗ-695Н и оснастили свинцовыми пластинами на окнах. В салоне также установили особую систему фильтрации воздуха, а люки на крыше были заварены. Уровень защиты у автобуса был меньше, чем у КрАЗ-256, однако в отличие от самосвала ему не приходилось работать часам в зоне отчуждения.

КамАЗ-5511 в зоне отчуждения использовали в качестве бетономешалки и самосвала. На фотографиях машины можно увидеть со свинцовыми листами на кузове. Конечно, такой тюнинг являлся слабой защитой от радиации. Если самосвалы использовались чаще всего для вывоза радиоактивного мусора, то бетономешалки стали незаменимы в ходе строительства объекта «Укрытие» — бетонного саркофага вокруг реактора. Производство КамАЗ-5511 было закончено в 1990 году, однако на дорогах некоторых городов эту машину можно встретить и сейчас.

Спустя 33 года с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС зона отчуждения снова представляет огромную опасность. Сильнейший пожар вокруг атомной станции уже уничтожил заброшенные села, а также знаменитый Рыжий лес с деревьями, которые сильно изменились под воздействием радиации. Огонь уже вплотную приблизился к Припяти и хранилищам с радиационными отходами. Также пожар затронул могильники с погребенной техникой, которую использовали для ликвидации последствий страшной аварии 26 апреля 1986 года. Мы решили вспомнить, какие машины помогли людям ликвидировать и предотвратить распространение радиации тогда, почти 34 года назад.

Наверное, наибольшую известность среди «стальных ликвидаторов» получил специализированный транспортный робот (СТР-1). Именно этот аппарат можно увидеть в хронике во время очистки крыши ЧАЭС от завалов высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора. В работе над этой машиной приняли участие десятки научных институтов, а за основу было взято самоходное шасси лунохода. На создание этой уникальной машины ученные потратили три с половиной месяца. Управлялся СТР-1 дистанционно, а в движение приводился с помощью двух серебряно-цинковых батарей. На крышу энергоблока машина доставлялась с помощью вертолета МИ-8. Странно, но СТР-1 обошли вниманием создатели британского сериала «Чернобыль», в котором машину лишь вскользь упоминает академик Валерий Легасов в исполнении актера Джареда Харриса.

Изменения в льготах в 2022 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

Работники медицинских учреждений, которые при оказании помощи пострадавшим в результате взрыва получили дозу радиоактивного облучения, превышающую допустимую норму. Исключение в данной категории составляют только представители медицинского персонала, которым уже приходилось работать в местах повышенного радиационного излучения по долгу службы.

Дети льготников принимаются в санаторные учреждения, летние лагеря, ДОУ без очереди. Вдобавок им положена компенсационная сумма в объеме 181 руб. 99 коп. ежемесячно на питание во время пребывания в санатории либо лагере.6. Преимущество определения в пансионаты для ветеранов или дома-интернаты для престарелых людей и людей с инвалидностью.

Оплата больничного листа в 100%-ном размере средней зарплаты, который предполагается в объеме, учитывающемся для определения суммы страхового взноса на обязательное соцстрахование: по болезни, в связи с материнством (это не зависит от временных рамок страхового стажа);

за участником мероприятий по устранению последствий катастрофы на ЧАЭС закрепляются льготы на обслуживание в больницах, поликлиниках, санаториях, других медицинских учреждениях, в которых они состоят на учете. Также они могут рассчитывать и на льготы при приобретении лекарств в аптеках;

Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

Вам может понравиться =>  Образцы Документов Для 16 Летнего Для Трудоустройства За Пенсионером 80 Лет

Ликвидаторам Давали Машину

Ликвидационные мероприятия включали две основные составляющие: возведение саркофага над уничтоженным энергоблоком для предотвращения дальнейшего распространения радиоактивных веществ и деактивация уже заражённой территории. Помимо этого на широкую ногу была поставлена радиационная разведка, которой занимались как военнослужащие войск радиационной, химической и биологической защиты, так и гражданские специалисты. Они тщательно проверяли фоновые уровни и уровень заражения почвы и воды во всей зоне отчуждения и за её пределами, именно на основе их данных принимались решения о проведении тех или иных работ и об отселении жителей.

«Распорядок дня был таков: подъём в 6 утра, приведение себя в порядок, завтрак. В 7.00 – погрузка в автотранспорт, в 8.00 – уже на Чернобыльской АЭС. Получали дозиметры. Химические разведчики определяли степень заражения тех мест, где будем работать, и в зависимости от радиоактивного загрязнения этих мест планировалось время, которое мы будем работать (час, 1,5 часа, 2 часа)… за время работ в полку ни разу не слышал, чтобы кто-то из ликвидаторов отказался ехать на Чернобыльскую АЭС. Надо – значит надо. Работать на станции считалось очень престижно, поэтому каждый комбат стремился, чтобы его батальон работал на Чернобыльской АЭС».

Просёлочные дороги забиты снующими туда-сюда грузовиками, машинами химической разведки, бронетранспортёрами, бульдозерами и самосвалами. Тысячи тонн строительных материалов, целые поезда со сменными бригадами, большие шишки из московских министерств – всё это устремлялось к эпицентру катастрофы. Правительство взялось за решение проблемы, споро, масштабно, не жалея денег и сил.

По воспоминаниям ликвидаторов одно из самого неприятного, что могло случится – было отрицательное решение на посту дозиметрии, который выпускал транспорт из зоны. Если уровень излучения превышал допустимый даже после «отмывки», то машину не выпускали за пределы поста, а это значило что экипажу и рабочим теперь приходилось выбираться на попутках, потом решать проблемы с транспортов уже в расположении. Однако работа на ПУСО тоже была не из лёгких: приходилось работать в самую жару закутанными в резиновые плащи, полные комплекты ОЗК, не снимая респираторов и очков из-за летящих во все стороны брызг и водяной пыли со взвесью радиоактивных частиц.

Были полностью отселены два крупных города: Припять с населением около 50 тысяч человек и Чернобыль с 13 тысячами населения, множество деревень и сёл в зоне отчуждения перестали существовать – их жители стали вынужденными беженцами на обеспечении государства. Более 350 тысяч человек подверглись переселению сразу после аварии. Немногие рискнули вернуться домой, около 1,5 тысяч человек вскоре после трагедии заселились в свои дома. В основном это были люди пожилого возраста, которым тяжело было оторваться от корней, которым не могли помочь родственники на «большой земле», сегодня в зоне отчуждения живёт всего около 300 человек, не считая тех, кто работает вахтовым методом, а их около пяти тысяч.

В целом, согласно исследованиям аналитического центра НоСЭП, в период с 2013 по 2022 год финансирование соцзащиты чернобыльцев снизилось в 4,3 раза. К примеру, на все программы в 2013 году было выделено 2696,59 млн грн (337,49 млн долларов), а в 2022 году — 1980,8 млн грн (79,1 млн долларов). Показательно сравнение именно в валютном эквиваленте.

Сегодня, в День 35-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС, в день подвига сотен, а после и сотен тысяч людей, редакция «Шарий.net» попробует немного приблизить всех вас к реалиям, с которыми столкнулись ликвидаторы во время и после устранения последствий на ЧАЭС.

Кроме того, чернобыльцев обязали выбирать вид льгот (чернобыльские или начисленные по другим социальным законам). А с принятием пенсионной реформы для чернобыльцев ухудшили условия досрочного выхода на пенсию, установив наличие обязательного страхового стажа 15 лет, чего ранее не было.

Но последствия ликвидационных работ сказались не только на физическом самочувствии. Европейская комиссия в своей статье указывает и на психологические последствия аварии на ликвидаторов. Сообщалось о депрессии, нарушении сна, головной боли, неспособности концентрировать внимание и т. д. По словам авторов статьи, многие люди были убеждены, что причина их симптомов — облучение.

Аналитический центр «Новая социальная и экономическая политика» отмечает, что начиная с 2022 года, в Украине происходит масштабное сокращение финансирования программ для чернобыльцев. Тогда же, в 2022 году, из госбюджета исключили две целевые чернобыльские программы: «Комплексное медико-санитарное обеспечение и лечение онкобольных чернобыльцев и «Обеспечение жильём граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы».

Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

Эти отважные люди пережили крупнейшую техногенную катастрофу. О случившейся в Чернобыле трагедии с душевным трепетом говорили во всем мире. Масштабы последствий чудовищны. По оценке специалистов пострадало более 7 000 000 человек. Радиоактивное облако распространилось на 7% территории Украины, 0,4% России, четверть Белоруссии.

в случае сокращения должностей в какой-либо организации, лицо, имеющее статус ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, имеет приоритет в сохранении собственной должности. При этом его возраст, трудовой стаж и опыт работы не учитываются. Кроме того, в случае полного закрытия той или иной организации, где ранее работал «чернобылец», он получает первоочередное право на трудоустройство;

Если гражданин подпадает под действие закона, регулирующего социальную поддержку чернобыльцев, он имеет право получать пенсию раньше установленного срока. Для этого нужно соблюсти два условия – выработать необходимый стаж и выйти на заслуженный отдых не ранее, чем за 5–10 лет до достижения пенсионного возраста.

Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов.

Важно подтвердить свой статус при получении льготы многодетным по транспортному налогу. Для этого в органах соцобеспечения надо получить удостоверение многодетной семьи (или родителя). Кстати, если родитель один – не суть важно, мать или отец – воспитывает троих или более несовершеннолетних детей, он в большинстве случаев освобождается от налога полностью.

Если человек соответствует определённым условиям, то он имеет право получать льготы для ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Данные льготы являются довольно многочисленными. Если человек по состоянию здоровья не может продолжать работать на своем постоянном месте работы, в результате чего вынужден перейти на работу, которая оплачивается в меньшем размере, то он может получать соответствующую доплату. В результате его заработная плата останется на прежнем уровне.

Перечень льгот, предоставляемым пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС лицам, может зависеть от оснований и причин причисления к категории чернобыльца. Так, на законодательном уровне разделяются такие причины присвоения этого статуса и получения чернобыльского удостоверения:

Оплата транспортного налога происходит в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и региональными законодательными актами. Именно эти два документа влияют на сумму транспортного налога, так как устанавливают ставки и порядок исчисления и на список льготников, имеющих право полностью или частично не оплачивать данный вид налога.

Одной из его последних редакций является законодательный акт с тем же наименованием, но в трактовке от 18.06.1992 N 3061-1 (с изменениями от 28.12.2022 года). Порядок непосредственной оплаты налога на транспорт с льготными скидками регулируется НК РФ и местными налоговыми службами на основе региональных распоряжений и постановлений.

Ликвидаторам Давали Машину

С техникой было сложнее. Техника – не люди, она железная, радиацию накапливает в пыли, лежащей во всех швах и под колёсными арками, в металле, в резине – везде. На всех выездах из Зоны были устроены дозиметрические посты, которые меряли всю выходящую технику. Если фон превышал допустимые показатели, машину отправляли на ПУСО – (Пункт специальной обработки), где специальные поливочные машины и ребята, с головы до ног укутанные в резину мыли их из брандсбойтов мощной струёй воды с деактивирующим порошком.

Из-за взрыва погибли двое сотрудников станции. Ещё 29 человек умерли в течении месяца в московских клиниках из-за последствий острой лучевой болезни. В последующие годы непосредственно от радиационных факторов погибли более 60 человек, ещё десятки стали жертвами несчастных случаев (дорожно-транспортных происшествий, аварий на строительной площадке) во время операции по ликвидации последствий аварии. Тысячи людей, так или иначе, страдают от приобретённых заболеваний щитовидной железы, болезней системы кровообращения, психоневрологических расстройств долгие годы после аварии.

«Распорядок дня был таков: подъём в 6 утра, приведение себя в порядок, завтрак. В 7.00 – погрузка в автотранспорт, в 8.00 – уже на Чернобыльской АЭС. Получали дозиметры. Химические разведчики определяли степень заражения тех мест, где будем работать, и в зависимости от радиоактивного загрязнения этих мест планировалось время, которое мы будем работать (час, 1,5 часа, 2 часа)… за время работ в полку ни разу не слышал, чтобы кто-то из ликвидаторов отказался ехать на Чернобыльскую АЭС. Надо – значит надо. Работать на станции считалось очень престижно, поэтому каждый комбат стремился, чтобы его батальон работал на Чернобыльской АЭС».

Затем схожим образом оборудованные экскаваторы засыпали грунт в металлические контейнеры, рабочие закрывали крышки и краны грузили их на большие грузовики, чтобы затем захоронить в специально отведённых местах. Все работы производились строго по времени, иногда одна рабочая «смена» не превышала пяти минут.

Развитые страны начали рассматривать использование альтернативных методов добычи энергии, строительство АЭС по всему миру приостановилось, поднялась широкая общественная дискуссия о допустимости экологических рисков, связанных с деятельностью АЭС. Ядерный сектор наиболее развит в европейских странах, например во Франции доля АЭС в общей выработке – более 70%, в Литве Игналинская АЭС вырабатывала больше энергии, чем потребляла вся страна, всего в мире доля мирного атома около 3%.

Техника Чернобыля: где она; спрятана

Сейчас вся заброшенная техника в Чернобыле находится в одном из сел Киевского района. Это село получило название Рассоха, кладбище техники Чернобыля. Когда-то это было процветающее село, а сейчас оно даже потеряло статус населенного пункта. Эта полноценная свалка техники в Чернобыле, состоящая сплошь из смертельного мусора. Всего там находится более 400 единиц различных машин.

Неподалеку от этого места под названием кладбище зараженной техники в Припяти находился санитарный пункт, который занимался вопросом того, чтобы Чернобыльская техника могла вновь пойти в строй. Ученые и ликвидаторы разрабатывали разные способы по обезвреживанию могильник техники в Чернобыле.

Но не все, что пострадало в Чернобыле, сможет освободиться от радиоактивных элементов самостоятельно. Очень много домов, техники и различных неодушевленных предметов осталось на территории Припяти и Зоны отчуждения. Не можно сказать, что уровень загрязнения спустя тридцать лет держится на том же уровне, но все же техника Чернобыля до сих пор ужасно фонит.

Первый раз вывоз техники осуществился еще в Советском Союзе. Как всегда, там был дефицит всего, что только можно придумать, ну и, конечно же, запчастей, которые можно было найти на Чернобыльском кладбище радиоактивной техники. Некоторые запчасти снимали и вывозили из Зоны отчуждения, а потом пользовались ими, как ни в чем не бывало.

Второй раз вторжение на кладбище Чернобыльской техники было замечено в 1990-х годах. Это была очень мощная волна вывоза техники. Тогда вывозили преимущественно двигатели и радиаторы, которые снимали с грузовиков. Иногда забирали и капоты. Странно то, что эти запчасти использовались не только в предназначенном месте. Очень часто радиоактивные запчасти были замечены на автомобильном рынке аж в Харькове. Определить, кто вывозил технические запчасти – государство, или люди, попадавшие на кладбище незаконным путем, не удалось.

Вам может понравиться =>  Новости в госдуме для ветеранов боевых действий на сегодня

Мотыльки над Припятью: что стало с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС

Сколько жизней на самом деле унесла катастрофа на Чернобыльской АЭС, не известно до сих пор, хотя после нее прошло уже 35 лет. Количество ликвидаторов и очевидцев событий только в первые дни доходило до сотни тысяч. Но в тот момент врачам, работавшим с пострадавшими, была дана команда, кроме совсем уж очевидных случаев, писать в историях болезней все что угодно, кроме лучевой болезни. А также не связывать болезни тех, кто работал в очаге заражения и вокруг него, с последствиями облучения. Поэтому сейчас невозможно точно определить истинное число жертв той аварии. И поэтому считается, что непосредственно в результате аварии в первые сутки скончался всего 31 человек: работники станции и пожарные. Еще 19 смертей с 1987 по 2004 год сейчас относят к прямым последствиям облучения. Однако жертв было значительно больше.

А вот воспоминания другого бывшего солдата-срочника – Дмитрия Авилова, который служил в этих местах через год после аварии: «На Чернобыле служилось неплохо: нас стали лучше кормить, реже появлялись офицеры. Нет, мы понимали, конечно: радиация, свинцовые трусы и все такое. но ведь не Афган, не стреляли же, – говорит он. – Помню, как я первый раз увидел зону. Нас за три месяца до дембеля по железнодорожным путям перебрасывали через нее на место дислокации – станцию Вильча. Была ранняя весна, где-то еще не успело оттаять, а где-то уже пыталось зазеленеть. Кругом покой и тишина. Я жадно смотрел в окно. Ловил детали, пытаясь разглядеть хоть что-то необычное или даже сверхъестественное. Это же зона! Во мне зудело любопытство экскурсанта. Мы проезжали пустые перроны, улицы, дома, магазины, киоски Союзпечати.

Впервые о необходимости эвакуации заговорили к вечеру 26 апреля. В здании горисполкома прошло заседание Правительственной комиссии, принявшей такое решение. Утром 27 апреля по радио сообщили, что Городской совет народных депутатов в связи с радиационной обстановкой принял решение о временной эвакуации населения города в населенные пункты киевской области.

Вокзалы напоминали кадры художественных фильмов о гражданской войне: толпа, штурмующая вагоны, детские крики, плач. Эти люди никогда уже не вернулись в свои дома. После 3 июня, когда окончательно было принято решение отказаться от дезактивации зараженной местности, им разрешили небольшими группами в сопровождении сотрудников милиции на час-два поехать домой, чтобы забрать ценности, фотографии и документы. Но все были вынуждены пройти через пункты дозиметрического контроля. Все имущество так «фонило», что увезти не удалось почти ничего. Все пошло в радиоактивный могильник.

Позже эвакуировали жителей всех населенных пунктов в 30-километровой зоне, включая Чернобыль, в котором тогда проживало 12,5 тысяч человек. И сотни деревень в соседней Беларуси, ведь ближайшие из них находились в 12-14 км от ЧАЭС и подлежали безусловному отселению. В спешно оставленных деревнях бродили брошенные коровы, свиньи, лошади. Одичавшие кошки и собаки нападали на домашнюю птицу. Солдаты прочесывали район за районом, отстреливая скотину и отправляя трупы в могильники.

Список льгот чернобыльцам

  • лицам, подвергшихся воздействию радиации, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу, а также ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС — 1544 руб.;
  • несовершеннолетним, которые с самого детства живут в чернобыльской конкретной зоне с льготным соцстатусом — 464 руб.;
  • гражданам, которые живут в зоне с правом на отселение — 309 руб.;
  • несовершеннолетним до 18 лет, которые с самого рождения живут в зоне отселения — 772 руб.;
  • лицам, которых принудительно выселили из зоны отчуждения — 1236 руб.
  1. Личный паспорт (свидетельство о рождении — при получении удостоверения на 1 или нескольких детей до 14 лет);
  2. Документ, по которому подтверждают факт того, что заявитель был на месте аварии на ЧАЭС (военный билет с соответствующей записью, официальную справку из УК (ЖЭК), выписку из госархивов или домовой книги и др.);
  3. Заявление.

Российская Федерация и сегодня несет ответственность по возмещению вреда, нанесенного здоровью, пострадавшим при устранении последствий аварий. На законодательном уровне закреплен список льгот, как для самих участников ликвидации, так и для их родственников: вдов и детей.

В соответствии с делением на зоны, разделяются категории льготников. Перед предоставлением льгот учитывается срок проживания, нахождения чернобыльцев на определенной территории. В зоне отселения гражданин должен проживать не менее года. Для зоны с правом на отселение установлен срок не менее 3 лет, и 4 года для территории с умеренным уровнем радиации.

  1. Паспорт или св-во о рождении для несовершеннолетних детей;
  2. Документ, закрепляющий статус чернобыльца. Это может быть справка о времени проживания в зоне, военный билет с отметкой о прохождении службы в период аварии и ликвидации последствий;
  3. Если заявлять будет родственник, требуется документальное подтверждение связи с родственником.

— обязательное (в течение года после подачи заявления) отведение местными советами земельных участков для индивидуального жилищного строительства для тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий и состоящих на квартирном учете, а также отведение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, строительства индивидуальных гаражей и дач;

В Москве и Подмосковье действуют расширенные налоговые льготы. При проведении сделок с недвижимостью (продажа/покупка) «чернобыльцы» получат налоговую скидку на 1 млн рублей. Но такое «предложение» действует однократно на протяжении единого налогового периода (года). В это случае гражданин не освобожден от уплаты налога – сумма компенсируется за счет вычета, если будет подано соответствующее заявление.

  • паспорт (для детей свидетельство о рождении);
  • документы, доказывающие, что вы действительно проживали или проходили воинскую службу на загрязнённой радиоактивным выбросом территории (записи в военном билете, справки из ЖЭКа, домовые книги, выписки из архивов и тому подобное);
  • в случае с родственниками может понадобиться подтверждение, как родственных связей, так и факта нахождения на иждивении.

Всем привет, читателям моего юридического блога, сегодня мы ответим на всех интересующую тему — Ввоз авто для чернобыльцев. Как обычно, после прочтения если у Вас останутся вопросы, с радостью отвечу на них в х или через наших партнеров-юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

Уточняется, что эта льгота предоставляется один раз и применяется при ввозе транспортного средства для личных целей, в случае если за лицом, относящимся к указанным выше категориям, не зарегистрировано иное транспортное средство. В отношении ввезенного в льготном режиме автомобиля запрещается совершать какие-либо сделки, а также передавать право на его управление в течение трех лет с момента ввоза.

А особист — вот этот Виктор Молочков — затушил окончательно, изъял бумаги. Очень спокойно сказал: «Ты же был в курсе, что он в Киев рванул? А почему не остановил?» — «Ну что ты хочешь, — ответил я. — Они тут с мая месяца. Ты еще можешь выйти за зону, а им нельзя. Ну съездил к девочкам на пару дней. Работа же не встала из-за этого». Особист сказал: «Ну смотри, если в пятницу он здесь не будет стоять, оба пойдете под трибунал, а придет — будете на работу ходить». Ну и он в пятницу с утра как раз появился.

— Все химики знали, куда едут. Ясно было, что призыв по военной специальности. Особо никто не сопротивлялся. Кто не хотел — просто не являлся по повестке. Набор был срочный — кто пришел, тот пришел. Один не хочет, возьмут другого. Из нашего института призвали около 20 человек. Мы все его окончили один-два года назад. А всего из Москвы набрали примерно 150 человек. Мы приехали в Киев, потом нас перевезли в Чернобыль, и с начала июля наш «батальон лейтенантов» приступил к службе (народ подъезжал не одновременно, а по частям).

Ходили солдатики с поролоновыми респираторами. Дышать в них невозможно. Нужны другие респираторы — обычные «лепестки». Но их надо менять каждые 10–15 минут. Дальше такой респиратор работает во вред, на нем оседает пыль, от пота он становится влажным, и сам превращается в источник радиации. Когда я ходил в зону, я брал штук 5–6 «лепестков» и менял. У армейцев ничего подобного не было.

— Приехать на станцию, пройтись по машинному залу, выйти на четвертый блок — и за один проход получаешь 1 рентген. Но если работать не на самом блоке, а в сравнительно «чистом» месте, дневные дозы были меньше. За день допускалось до 2 рентген, а если работы были особо важные — безмерно.

Интервью, которое Сергей дал нашей газете, подробно описывает внутреннюю «кухню» ликвидации последствий ядерного выброса. Как были организованы работы и быт на станции, какие меры принимались, чтоб сохранить здоровье гражданских людей, и как наплевательски обращались с военными.

Записка и бутылка водки»: воспоминания ликвидаторов аварии на ЧАЭС о работе на месте катастрофы

Одним из запоминающихся событий того периода для Макеева стал футбольный матч между киевским «Динамо» и мадридским «Атлетико», который состоялся 3 мая в Киеве. Полк Макеева жил в палатках в лесу около Варовичей, в 12 километрах от Припяти. А солдатам очень хотелось увидеть трансляцию матча. Макеев поехал к секретарю партийной организации колхоза и попросил одолжить телевизор.

— Это сегодня у многих два телефона. А у нас была одна линия, на которую надо было договориться. Поэтому была записка и бутылка водки. Если кто-то уезжает — забирает письмо, нельзя лишнего передавать, радиация, а если кто-то приезжает — передавали уже письмо и бутылку водки, — вспоминает он.

Ровно 35 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. Ликвидаторы последствий катастрофы, которые и сегодня обеспечивают защиту населения от подобных чрезвычайных ситуаций, рассказали «Вечерней Москве» о том, что помнят о тех событиях спустя годы, и о том, что больше всего поразило их на месте аварии.

По словам ликвидатора, он хорошо помнит все события того времени, тем более что на месте катастрофы он пробыл год. Однако старается не возвращаться к ним, ведь они «нехорошо окрашены». Он не любит 26 апреля: старается не участвовать в мероприятиях в день памяти катастрофы, не любит много рассказывать о том, как работал на месте аварии.

На месте аварии он участвовал в различных работах: проводил дезактивацию, убирал радиоактивные осколки с крыши атомного реактора, участвовал в эвакуации населения из близлежащих к Чернобылю населенных пунктов. Именно эвакуацию ему вспоминать тяжелее всего.

Возможности для досуга были невелики. В каждой палатке имелся цветной телевизор средних размеров, в городке – библиотека с периодической печатью и книгами, киноаппарат, на котором показывали новые кинофильмы. Что касается денежного вознаграждения, рядовым запаса платили 120 рублей, которые выдавали на руки и средний заработок по месту работы. С. Л. Кузякину леспромхоз начислял 350 рублей в месяц, что он и получил по окончании службы. Кроме этого полагалась выплата в двухкратном размере заработной платы.

Вам может понравиться =>  Закон о счетчиках воды 2022

С конца 1980-х в стране складывалась тяжелая ситуация со снабжением продовольствием, вероятно, поэтому все респонденты упоминали об особенностях питания. «Кормили нас хорошо, – рассказывал Струменский. – За время своей службы в Чернобыле я попробовал всего, так как каждые 10 дней повара менялись: то украинцы, то грузины, то белорусы. Раз в неделю нам давали икру, постоянно давали масло, был отдельный стол овощей, которых можно было брать, сколько захочешь. Но кормили нас не в солдатской столовой, а отдельно. Плохо было с водой. Употребляли только бутилированную минеральную воду».

Работа Вадима Георгиевича являлась одной из самых опасных. Ему и сослуживцам приходилось участвовать в возведении саркофага вокруг реактора. Они должны были монтировать опалубку – конструкцию, в которую специальными машинами закачивали бетон. За пределами опасной зоны были возведены специальные военные заводы, производящие бетон.

У Вадима Георгиевича сохранились фотографии, напоминающие о службе в районе Чернобыльской АЭС. Как он рассказывал, «одежды никакой специальной не было, только марлевая повязка и белый колпак. Выдавался дозиметр – его называли “карандаш” и носили в нагрудном кармане, он замерял дозу радиации, которую мы получали за смену. Также имелся накопитель ДПГ, который проверялся раз в месяц. По “карандашу” каждый день мы получали 1 Рентген».

Виктор Викторович Юревич (1955 г. р.) во время случившейся аварии служил в Каменке под Ленинградом в должности прапорщика в артиллерийском полку. Ему «сказали, что если не поеду в Чернобыль, то либо уволят, либо под трибунал». На тот момент (1988 год) Виктору Викторовичу исполнилось 33 года, он уже имел жену и детей.

Ликвидаторам Давали Машину

Поставили машины уступом и щетками начали счищать снег на обочину. К концу дня расчистили. А ночью опять снег. И так 3 дня чистили. На 4-й день приехали в Припять в 5 утра, сделали два круга, вдруг появилось с десяток машин с «партизанами», они начали лопатами сгребать снег. Ну, мы и съехали в какой-то закуток, с часик подремали, потом начали опять чистить. Собственно всю работу сделали до нас, мы только подчистили.

Был в части свой парикмахер, фотограф, палатка-душевая, где все отмывались после работы. Все бесплатно. Фотоаппарат я не брал, хотя снимаю с 14 лет, т.к. нас сперва в райвоенкомате, затем в облвоенкомате, а далее — и в части предупредили, что брать его нельзя. Что если заметят, как кто-то снимает, это будет расценено, как шпионаж.

Пополнение было каждые 2 недели, по 250 человек, на следующий день столько же отправлялись домой. Призывались в возрасте от 25 до 45 лет (до 25 — организм растет, могло быть замещение кальция при росте костей стронцием, после 45 — отложение солей, того же стронция), тех, кто на «гражданке» имел дело с облучением, тут же возвращали.
При мне в одном из пополнений оказался рентгентехник, его утром следующего дня отправили домой, сказав: «Тебе же потом год нельзя будет работать по специальности, нечего тебе здесь делать!».

Обратил внимание сам, потом специально спрашивал у ребят — в квартирах не было никаких ценных вещей: меховых шапок, шуб, цветных телевизоров, хрусталя, хороших ковров, других ценностей. А ведь люди уезжали в спешке, не могли они всё это вывезти, и подъезды были опечатаны. Куда всё исчезло, вопрос риторический. Некоторые телевизоры (ч/б), с более-менее большим экраном ребята, вначале проверив приборами на фон, забирали в часть, в палатки. Практически в каждой был телевизор, там и смотрели.

Правда, животных я, все-таки, видел. Как-то мы обедали с ребятами из Прибалтийского полка (меня и водителей еще поразили их длинные волосы и то, что они ели, не снимая шапок и бушлатов). Они очищали парники, кто-то захотел их запустить, во-второй — с ребятами из Прикарпатского полка (тут было на обед борщ с комбижиром в палец толщиной, мне, как гостю, положили какую-то кость с салом, перловка с рыбой в томатном соусе и компот, запомнил оттого, что потом у меня началась дикая изжога). Так вот к «столовой» пришло все живое население Припяти: 3 собаки (дворняга, немецкая овчарка, колли) и кот. Сидели рядышком, мирно. Когда им вынесли поесть и разложили по кучкам, каждый съел только свое, не пытаясь отобрать что-то у соседа, поев, они куда-то убежали.

Ликвидаторам Давали Машину

Зелёный мыс. Финские домики с вентиляцией и импортной сантехникой в 80 км от станции.

Как уже было сказано, самый тяжёлый удар был нанесён по белорусской земле. Удар этот был нанесён не только радиацией, но и государством. Гомельская область приняла на себя до 70% всех радиоактивных осадков. Помимо неё пострадали Брестская, Минская и Могилёвская, но только Гомельская примыкает непосредственно к ЧАЭС (в некоторых местах от станции до границы меньше десяти километров). Как результат, заметная часть тридцатикилометровой зоны находится за пределами Украины. Множество белорусских сёл, посёлков, городков и даже целый областной центр с полумиллионным населением попали под удар радиации. Гомелю (а речь именно о нём), впрочем, повезло – основной след прошёл стороной, эвакуировать его не потребовалось. Тем не менее, он до сих пор сильно загрязнён продуктами аварии, в первую очередь, цезием-137. До последнего времени город подвергался периодическому дозконтролю по цезию. Впрочем, уже в самое ближайшее время ситуация по всей загрязнённой территории должна значительно улучшиться, ведь период полураспада цезия-137 составляет 30 лет. А примерные сроки полного очищения Гомеля и ближайших окрестностей – 2023 год. Считается, что к тому моменту средний уровень загрязнения будет уже очень мал и сравняется с безопасными показателями.

При подходе общей дозы к 25 Рентгенам бойца обычно переводили на лагерные работы. В их число входили строительство, ведение журнала учёта доз и ещё огромное множество различных задач, которые только может придумать самое воспалённое воображение самого садистски настроенного карьериста. За день таких работ давали 0.3 миллирентгена. То есть 0.0003 Рентгена. Лагерный фон вызывал у тех, кто кому до отбытия домой оставалось всего ничего, трепетный ужас, ведь в какой-то момент тебя на него «сажают», и ты растягиваешь казалось бы мизерную остаточную дозу на много-много дней. Таких несчастных называли «фонистами». А если ты не успел подготовить рапорт о замене, то останешься ещё на более долгий срок – пока замена таки не придёт.

Загрязнение ПГРЭЗ цезием-137 на 2009 год Загрязнение ПГРЭЗ стронцием-90 на 2009 год Цезий в Могилёвской области. 1986 г Цезий в Могилёвской области, 2006 г. Прогноз по Цезию для Могилёвской области на 2026 г. Цезий — Брестская область, 1986 Цезий — Брестская область, 2006 Цезий — Брестская область, 2026

На фоне злоключений своих соседей российские последствия аварии значительно слабее. Если на Украине было эвакуировано более ста тысяч человек, а в Белоруссии – порядка двадцати пяти тысяч, то в России – всего лишь 186. Не тысяч. Уже к 1989 году на все загрязнённых территориях РСФСР радиационная обстановка улучшилась и стабилизировалась благодаря ряду мер по дезактивации и общей относительной слабости загрязнения. Почему? Загрязнённые российские территории Брянской, Орловской, Тульской и Калужской областей находятся на расстоянии от ста километров от четвёртого блока. При этом интересно отметить один момент. Брянская область примыкает к Гомельской и является единственной внешней из загрязнённых российских областей. Все остальные к границам не примыкают. Но если посмотреть на карту загрязнения, например, цезием-137, то Брянская область единственная, на территории которой даже в 1986 году изотопы выпали локализовано, вдоль западных границ. Орловская, Тульская и Калужская области были загрязнены более равномерно, хотя и куда слабее. Впрочем, сейчас даже в Брянской области в целом не опасно.

Проектом занималось созданное конструкторское подразделение КБ-А под руководством В. И. Миронова. В коллектив вошло много талантливых инженеров с серьезным стажем в области разработки военных машин. Танк Т-80 было решено выбрать в качестве основы потому, что на тот момент данная машину уже успела хорошо зарекомендовать себя в войсках. Оборудовали «Ладогу» газотурбинным двигателем ГТД-1250 (отдача составляла 1250 л.с.), который помимо прочего заставлял работать систему обдува, спасавшую машину от загрязненной пыли. Дополнительно у «Ладоги» был электродвигатель на 18 кВт.

Задание на разработку новой ВТС пришло на Кировский завод еще в 1970-е годы. Советское командование хотело получить в свое распоряжение транспортное средство с высокой подвижностью и проходимостью, а также возможностью очень долго работать в автономном режиме. Особое внимание при этом военные требовали уделить надежности средств связи. По возможности новую машину нужно было унифицировать с уже имевшимися разработками завода данного типа.

В 1982 году на предприятии СКБ «Трансмаш» была создана новая командно-штабная машина, приспособленная к осуществлению деятельности в условиях использования оружия массового поражения, в частности ядерного. Высокозащищенное транспортное средство назвали «Ладога». Выполнено оно было на базе танка Т-80. Машина могла действовать автономно в условиях высокого радиационного, химического и бактериологического заражения.

Габариты гусеничной машины составляли 6982х3525х2550 мм. «Ладога» был способна преодолевать рвы глубиной до 2.85 метров и броды до 1.2 метров. Экипаж составлял 2 человека и еще 4 человека помещалось в командном отсеке. Дышать люди могли, как через специальные фильтры, так и от имевшихся в салоне баллонов с кислородом. Максимальная скорость движения составляла 70 км/ч. Запас хода по шоссе – 330 километров.

В войне «Ладоге» по счастью участвовать так и не пришлось. Однако, машина очень пригодилась советским ликвидаторам во время аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Туда бронемашина с экипажем прибыла на 9 день после катастрофы. Использовалась машина для проведения рекогносцировки – визуального изучения наиболее сильно зараженных радиацией участков. Также «Ладога» регулярно выезжала для осуществления заморов уровня радиации, чем оказала неоценимую помощь команде, работавшей непосредственно на станции.

  • Калужской. Определяется как зона проживания, но граждане имеют право на переселение;
  • Орловской;
  • Тульской;
  • Белгородской;
  • Воронежской;
  • Курской;
  • Ленинградской (Волосовский и Кингисеппский районы);
  • Липецкой;
  • Пензенской;
  • Рязанской;
  • Тамбовской;
  • Ульяновской
  • Республики Мордовия.

В заключении обратим ваше внимание на то, что рассматриваемые нами льготы чернобыльцам на транспортный налог касаются давно прошедших трагических событий, так что вполне естественными кажутся те сложности, с которыми приходится сталкиваться при их оформлении.

В связи с опасностью проживания в близлежащих к аварийной зоне местностях жители районов и областей, в которых уровень радиации оставался достаточно высоким, также получили статус черонобыльцев. Получить полную информацию по этому вопросу, а также ознакомиться с расширенным перечнем чернобыльцев можно будет в том же законодательном акте под номером 796-XII.

Ещё одним законодательным подтверждением права этих лиц на транспортные льготы является документ, известный большинству заинтересованных лиц как нормативный акт под номером 796-XII от «28» февраля 1991 года. В этом документе все относящиеся к катастрофе 1986 года лица разделены по категориям, учитывающим степень их причастности к произошедшим в Чернобыле событиям.

Однако, как и всякое правило, это установление не обошлось без исключений, в соответствии с которыми некоторым категориям граждан могут представляться льготы по транспортному налогу. К этой группе лиц принадлежат и рассматриваемые в нашей статье ветераны Чернобыля.

Adblock
detector