Могут ли приставы арестовать имущество закрепленное на праве оперативного управления

Содержание

Конституция РФ, руководствуясь международным законодательством, провозгласила необходимость создания муниципальных органов власти. Предполагалось, что муниципалитет станет таким органом власти, который позволит гражданам самостоятельно (исходя из имеющейся финансовой базы) решать комплекс накопившихся проблем: от ремонта дорог до замены крыш в подъездах. При этом свои функции муниципалитет осуществляет через представительный и исполнительный орган. Конфигурация органов власти в муниципалитете может устанавливаться в Уставах муниципалитетов.

Что такое «муниципалитет»?

Это же правило касается имущества казенного предприятия: РФ или муниципалитет, создавший данное предприятие, должны отвечать по его обязательствам (собственник имущества отвечает по субсидиарной ответственности (если имеется факт недостаточности имущества).

Арест имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения

Право хоз.ведения – это означает передачу имущества в формате унитарного предприятия (муниципального или государственного), что предполагает необходимость обязательного извлечения прибыли из переданного имущества.

В ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291).

Можно сделать вывод о том, что действующее законодательство устанавливает особенности несения ответственности своим имуществом для учреждений всех типов. При этом удовлетворительной можно назвать лишь степень защищенности интересов кредиторов частных учреждений и только при условии платежеспособности собственников их имущества, которая, по понятным причинам, гарантироваться не может.

Следует заметить, что современная ситуация с ответственностью казенных учреждений имеет корни в советском периоде, когда, как указывал В.А. Дозорцев, бюджетные организации могли «. отвечать по своим долгам только в пределах той статьи сметы, к которой относится соответствующее обязательство» . Такой подход законодателя ущемлял интересы учреждения раньше. В современный период выход был найден — это субсидиарная ответственность собственника. Однако законодатель посчитал такой механизм перераспределения рисков накладным для публичных образований, следствием чего стало появление бюджетных учреждений «нового формата» .

Возможно ли обращение взыскания на имущество, закрепленное за частным учреждением на праве оперативного управления без обращения в суд?
Ст. 77 ФЗ «Об исполнительное мпроизводстве» может следует применить в таком случае?

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел вопросы судебной практики, связанные с обращением взыскания на имущество учреждений, и информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
С учетом изложенного арбитражным судам следует иметь в виду, что в случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

В-шестых, если судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства арестовал имущество должника, оценил его и передал для реализации в специализированную организацию в строгом соответствии с положениями статей 80-90 ФЗ № 229-ФЗ, то в этом случае у некоторых должников есть ещё способ в принципе вполне законный, с помощью которого возможно сделать так, что поступившие от реализации арестованного имущества должника деньги могут в полном объеме или в части вернуться снова к должнику от судебного пристава-исполнителя.

2 Должник посчитал, что его права были нарушены в ходе ареста домашнего имущества, исходя из положений п.1 статьи 446 ГПК РФ и обратился с административным иском в указанный суд с требованием исключить из описи имущества перечисленное выше имущество и еще кое-какую бытовую утварь. Суд удовлетворил частично его иск.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

Обращение взыскания на имущество организации-должника производится независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится. Помимо того, что закон определяет виды имущества, на которое может быть наложен арест, он также устанавливает порядок наложения ареста на имущество должника-организации и его реализации. Так, статья 59 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает очередность наложения ареста на имущество должника-организации.

И наконец, следует помнить, что согласно пункту 6 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание производится в том размере и объеме, которые установлены исполнительным документом с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Организации-должнику при производстве ареста следует иметь в виду, что арест на имущество, которым он пользуется на основании договора аренды, арест наложен быть не может. В таких случаях необходимо предоставить судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие факт принадлежности такого имущества другим лицам (это могут быть передаточные акты, договор аренды, накладные, бухгалтерский баланс, устав предприятия и т.п.).

Право хоз.ведения – это означает передачу имущества в формате унитарного предприятия (муниципального или государственного), что предполагает необходимость обязательного извлечения прибыли из переданного имущества.

Конституция РФ, руководствуясь международным законодательством, провозгласила необходимость создания муниципальных органов власти. Предполагалось, что муниципалитет станет таким органом власти, который позволит гражданам самостоятельно (исходя из имеющейся финансовой базы) решать комплекс накопившихся проблем: от ремонта дорог до замены крыш в подъездах. При этом свои функции муниципалитет осуществляет через представительный и исполнительный орган. Конфигурация органов власти в муниципалитете может устанавливаться в Уставах муниципалитетов.

Что такое «муниципалитет»?

Собственник имущества может предоставить казенному предприятию определенное количество имущества для осуществления им своих целей. Распоряжение указанным имуществом производится только с соответствующего согласия собственника (он имеет право изъять часть имущества (например, имущество, которое не используется).

По ст. 312 УК РФ за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, которое подвергнуто описи или аресту, совершенные лицом, которому эти вещи вверены, а равно служащим кредитной организации банковских операций с деньгами (вкладами), на которые наложен арест, штрафуют до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Вам может понравиться =>  Молодая семья помощь от государства с жильем в дагестане 2022

В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда № 50 от 17.11.2022 указано, что арест имущества должника в исполнительном производстве как мера принудительного исполнения налагается при исполнении судебного акта об аресте имущества ответчика, в том числе и административного, которое находится у него или у третьих лиц. Это закреплено в ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 68 229-ФЗ.

Для чего арестовывают имущество должника

Во время ареста имущества нельзя распоряжаться им. Факультативно оно изымается или право пользования им ограничивается. Сделки, которые отчуждают арестованное имущества, — ничтожные в той части, в какой они предусматривают распоряжение такими вещами.

В рамках государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан УФССП России по Республике Карелия разъясняет порядок наложения ареста судебным приставом -исполнителем на имущество должника — гражданина.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению (исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах) возложено на судебных приставов-исполнителей.
Полномочия судебных приставов — исполнителей определяются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иными нормативно-правовыми актами.
Статья 80 Закона «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок наложения ареста на имущество должника. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, судебный пристав-исполнитель вправе наложить арест на имущество должника. При этом обеспечительная мера, в качестве наложения ареста на имущество, может быть применена и в течение срока, установленного для добровольного исполнения, то есть с момента возбуждения исполнительного производства.
Под арестом понимается запрет на распоряжение имуществом, а в случае необходимости — ограничение права пользования имуществом и его изъятие с целью реализации. Запрет распоряжаться арестованным имуществом ограничивает должника в возможности его отчуждения — продажи, дарения и пр., сдачи в аренду, оформления залога, тот есть каким либо образом изменять статус (юридическую судьбу) арестованного имущества. Ограничение права пользования арестованным имуществом необходимо тогда, когда использование имущества может привести к уменьшению его стоимости. Необходимо помнить, что если судебным приставом-исполнителем не оговорена возможность использования арестованного имущества (в постановлении о наложении ареста и (или) в акте о наложении ареста), то пользоваться им нельзя. Изъятие имущества применяется тогда, когда существует вероятность отчуждения должником имущества с целью его сокрытия.
Обращаем внимание граждан, что несоблюдение ограничений, установленных судебным приставом-исполнителем в отношении арестованного имущества, влечет уголовную ответственность. Так, статья 312 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит, что растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
О применении норм, содержащихся в статье 312 Уголовного кодекса Российской Федерации, можно ознакомиться по ссылкам: «Спрятал — отвечай», «Продал арестованное имущество — стал обвиняемым в преступлении».
Судебный пристав-исполнитель производит арест имущества должника в обязательном порядке с участием понятых и с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны:
— фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при аресте имущества;
— наименования имущества и/или имущественных прав, которые занесены в акт описи, их описание (отличительные признаки или документы, подтверждающие наличие имущественных прав);
— предварительная оценка стоимости имущества и/или имущественных прав, внесенных в акт описи, как отдельно по каждому имуществу, так и общая стоимость всего имущества, на которое наложен арест;
— вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом;
— отметка об изъятии имущества;
— лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица;
— отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица;
— замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества.
Акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) в нем (в ней) делается соответствующая отметка. Копия направляется сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю) не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества — незамедлительно.
В некоторых случаях при производстве действий по наложению ареста на имущество отсутствует возможность достоверно определить кто является собственником, то есть законным владельцем того или иного имущества. Например, в квартире кроме должника проживают несколько граждан (члены семьи, родственники), и на момент описи имущества документы, подтверждающие право собственности на это имущество за третьим лицом либо иные доказательства о его принадлежности, отсутствуют. По общему правилу судебный пристав-исполнитель описывает все имущество, находящееся в помещении, где проживает должник, в том числе и то, в отношении которого не установлен факт принадлежности. Для таких случаев существует процедура исключения имущества из описи и освобождения его от наложения ареста. Данная процедура доступна только собственнику имущества в судебном порядке (п. 1 ст. 119 Закона «Об исполнительном производстве»).
Законодательством предусмотрено право обжалования действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя, в том числе, и рассматриваемые нами, постановления о наложении ареста и акты описи имущества как в порядке подчиненности, так и в судебном порядке. Этим правом наделены не только стороны исполнительного производства, но и иные лица, чьи законные интересы и права нарушены. Обжалование действий (бездействия) производится в порядке, установленным ст. 122 — 128 Закона «Об исполнительном производстве».
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Срок рассмотрения жалобы как в судебном, так и в порядке подчиненности составляет десять дней.
В порядке подчиненности жалобы подаются вышестоящему должностному лицу по отношению к приставу, действия которого обжалуются. Вышестоящими должностными лицами, которым могут быть поданы жалобы на действия судебных приставов-исполнителей, являются:
— старший судебный пристав структурного подразделения (отдела) судебных приставов, в котором состоит судебный пристав-исполнитель;
— главный судебный пристав субъекта Российской Федерации как руководитель нижестоящих структурных подразделений судебных приставов, расположенных на территории данного субъекта;
— главный судебный пристав Российской Федерации, который соответственно своему уровню и званию контролирует и организует работу всей службы судебных приставов (ст. ст. 8, 9, 10 ФЗ «О судебных приставах»).
Применение процедуры обжалования в порядке подчиненности позволяет службе судебных приставов оперативно принимать меры к устранению нарушений закона, допущенных судебным приставом-исполнителем. Необходимо отметить, что данный вид обжалования не применяется в случае обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке.
При признании действий должностных лиц службы судебных приставов незаконными возможно предъявление в судебном порядке исковых требований по возмещению причиненного (данными незаконными действиями) вреда.
Напоминаем гражданам, что в Управлении работает «Телефон доверия». Позвонив по номеру 8 814 2 77 28 92, Вы можете сообщить о нарушениях должностными лицами Управления действующего законодательства, фактах коррупции, вымогательства, а также злоупотребления служебными полномочиями.
С целью оперативного получения информации о наличии неоплаченных задолженностей пользуйтесь он-лайн сервисом «Банк данных исполнительных производств», размещенным на официальном интернет-сайте Управления по адресу www.r10. fssp.gov.ru.

Вам может понравиться =>  На сколько повысится пенсия участникам боевых действий в 2022 году сумма

ООО «Навигатор-ДВ» представлено ходатайство об отказе от заявленных требований. При указанных обстоятельствах суд считает необходимым принять отказ ООО «Навигатор-ДВ» от заявленных требований, в связи с чем производство по делу в данной части подлежит прекращению.

Если вашу компанию оштрафовали за нарушение законодательства и штраф не был уплачен в установленный срок или, быть может, на счетах организации недостаточно денег, чтобы исполнить обязательства по решению суда, то ждите визита судебного пристава-исполнителя.

Чтобы под опись не попало чужое имущество, предъявите судебным приставам документы, подтверждающие, что оно принадлежит другой организации или предпринимателю. Если же пристав все-таки арестует чужую собственность, то оспорить это решение можно только в судебном порядке. Для этого владельцу имущества придется подать иск в арбитражный или районный суд об исключении его имущества из описи.

Собственник имущества может предоставить казенному предприятию определенное количество имущества для осуществления им своих целей. Распоряжение указанным имуществом производится только с соответствующего согласия собственника (он имеет право изъять часть имущества (например, имущество, которое не используется).

Режим собственности на предприятии

Это же правило касается имущества казенного предприятия: РФ или муниципалитет, создавший данное предприятие, должны отвечать по его обязательствам (собственник имущества отвечает по субсидиарной ответственности (если имеется факт недостаточности имущества).

Арест имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения

Конституция РФ, руководствуясь международным законодательством, провозгласила необходимость создания муниципальных органов власти. Предполагалось, что муниципалитет станет таким органом власти, который позволит гражданам самостоятельно (исходя из имеющейся финансовой базы) решать комплекс накопившихся проблем: от ремонта дорог до замены крыш в подъездах. При этом свои функции муниципалитет осуществляет через представительный и исполнительный орган. Конфигурация органов власти в муниципалитете может устанавливаться в Уставах муниципалитетов.

Прежде всего отметим, что под неосновательным обогащением положения гражданского законодательства понимают приобретение или сбережение имущества одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего) без установленных к тому законом, иными правовыми актами или договором оснований (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Анализ приведенных положений показывает, что минимально необходимыми условиями удовлетворения требования одного лица к другому о возврате неосновательно полученного или сбереженного являются: 1) увеличение ценности или сохранение имущества приобретателя; 2) обогащение приобретателя за счет потерпевшего, то есть уменьшение вследствие этого имущества потерпевшего; 3) отсутствие основания для такого обогащения*(1).
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае недвижимое имущество (помещения) были переданы на праве оперативного управления в фактическое пользование учреждения по акту приема-передачи в 2022 году. Данное обстоятельство, по сути, означает, что с этого момента именно указанное учреждение являлось фактическим потребителем коммунальных услуг в этих помещениях. Однако оплату за них учреждение не производило, в связи с чем сумма данной оплаты была взыскана судом с собственника имущества в лице Росимущества.
Изложенные факты показывают, что учреждение, фактически воспользовавшись услугами, не оплатило их, то есть сберегло принадлежащее ему имущество (денежные средства). В свою очередь, Росимущество, не потребляя коммунальные услуги, оплатило их, тем самым уменьшив свое имущество. Однако третий признак неосновательного обогащения — отсутствие основания совершения Росимуществом платежа за коммунальные услуги, связанные с эксплуатацией помещений, переданных учреждению, в рассматриваемом случае формально отсутствует.
Дело в том, что по общему правилу, установленному ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Передача имущества в оперативное управление прямо не названа в законе как основание перехода к обладателю данного права обязанности содержать это имущество, однако, исходя из того, что положения ст. 296 и ст. 298 ГК РФ не предусматривают сохранения за собственником такой обязанности, судебная практика толкует указанные нормы в том смысле, что учреждение должно содержать переданное ему имущество, в том числе вносить коммунальные платежи*(2).
Однако необходимо учитывать, что согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у последнего непосредственно с момента передачи этого имущества только тогда, когда иное не установлено законом и другими правовыми актами либо решением собственника.
В свою очередь, по смыслу п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 и п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления недвижимым имуществом, являясь вещным правом, возникает только с момента его государственной регистрации в соответствующем реестре. На это прямо указанно в разъяснениях, содержащихся в п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 (далее — Постановление N 10/22).
Вышеизложенное дает основание большинству судов делать вывод о том, что до государственной регистрации права оперативного управления за учреждением обязанности последнего содержать указанное имущество, в том числе вносить коммунальные платежи, не возникает. Такая обязанность продолжает лежать на собственнике*(3).
Следовательно, учитывая, что в рассматриваемом случае право оперативного управления было зарегистрировано за учреждением только в 2022 году, оплата коммунальных услуг за 2022-2022 годы Росимуществом, осуществляющим права собственника в отношении федерального имущества*(4), является, по сути, исполнением возложенной на него законом обязанности и с этой точки зрения не может рассматриваться как производимая без установленных к тому законом оснований.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в правоприменительной практике имеется точка зрения, согласно которой лицо, получившее от собственника на законном основании недвижимое имущество в свое фактическое владение и пользование, еще до регистрации права на него несет обязанность по оплате коммунальных платежей. Данная позиция, в частности, сформировалась в отношении той ситуации, когда продавец по договору купли-продажи фактически передает покупателю объект недвижимости по акту приема-передачи до регистрации перехода права на него к последнему, и основывается на разъяснениях, содержащихся в п. 60 Постановления N 10/22, согласно которым в этот период покупатель выступает законным владельцем этого имущества, а также на позиции, изложенной в определении КС РФ от 18.07.2006 N 373-О*(5).
Безусловно, в отношениях с третьими лицами до регистрации права собственности за покупателем ответственным за оплату коммунальных услуг будет выступать продавец, поскольку третьи лица могут ориентироваться в своих правоотношениях, связанных с недвижимостью, только на данные соответствующего реестра. Поэтому иск, предъявленный поставщиком услуг к такому продавцу, будет с высокой степенью вероятности удовлетворен*(6). Однако во взаимоотношениях друг с другом стороны договора купли-продажи уже не могут недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2022 N 25), и в связи с этим нельзя исключить того, что продавец, оплативший коммунальные услуги, фактически потребленные покупателем, может рассчитывать на удовлетворение его иска к последнему о возмещении неосновательного обогащения.
Разумеется, не стоит забывать, что вышеизложенная позиция касается передачи имущества по договору купли-продажи, которая отличается от процедуры передачи недвижимого имущества в оперативное управление. Но, тем менее, на наш взгляд, в наиболее значимых моментах указанные виды передачи имущества совпадают: 1) права учреждения, которому передано имущество, и права покупателя возникают только после государственной регистрации; 2) основанием возникновения права при этом выступает все же не сама регистрация, которая лишь признает и подтверждает свершившийся юридический факт, а договор или решение соответствующего органа государственной власти (органа местного самоуправления)*(7). Поэтому не случайно в судебной практике учреждение, получившее имущество в оперативное управление, но не зарегистрировавшее соответствующее право, так же, как и покупатель до регистрации за ним права собственности на переданное ему по договору имущество, признается законным владельцем такого имущества*(8).
В связи с изложенным мы не исключаем возможности распространения подхода, сложившегося в отношении обязанности покупателя недвижимости оплачивать коммунальные услуги с момента фактической передачи ему такого имущества, и на отношения, связанные с передачей имущества в оперативное управление. В частности, о такой возможности косвенно свидетельствуют судебные акты, признающие правомерным взыскание поставщиками коммунальных услуг задолженности по оплате за эти услуги с учреждения, владеющего недвижимым имуществом на праве оперативного управления, в том числе и за периоды, когда указанное право не было зарегистрировано*(9).
Именно поэтому в рассматриваемом случае не представляется возможным сделать однозначный вывод о праве Росимущества взыскать с учреждения в качестве неосновательного обогащения сумму уплаченной Росимуществом задолженности за коммунальные услуги, которая образовалась в период с момента фактической передачи помещений в оперативное управление этого учреждения до регистрации прав последнего на них. Какой-либо правоприменительной практики по данному вопросу, как положительной, так и отрицательной, нам обнаружить не удалось.
В заключение хотим обратить Ваше внимание на то, что по общему правилу бюджетное учреждение несет расходы на содержание переданного ему в оперативное управление федерального имущества за счет средств, учтенных в составе бюджетных субсидий, направляемых на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 4 постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3). Поэтому, если соответствующее финансирование в момент, когда право за учреждением не было зарегистрировано, отсутствовало, это, на наш взгляд, может служить дополнительным аргументом против требований, заявленных Росимуществом.

Вам может понравиться =>  Как учитывается северный стаж при получении ветерана труда в новосибирской обл

Организация получила помещения на праве оперативного управления в 2022 году по акту приема-передачи. Право оперативного управления согласно выпискам из ЕГРП зарегистрировано в 2022 году.
В период с 2022 года по 2022 год управляющая компания обратилась с иском о взыскании задолженности за коммунальные услуги к Росимуществу как к собственнику здания. Росимущество возражало против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком. Суд доводы отклонил, исковые требования удовлетворил, сумма была взыскана.
Росимущество обратилось с иском к организации о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Имеются ли правовые основания для удовлетворения требований Росимущества, если право оперативного управления фактически зарегистрировано только в 2022 году?

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11524/12, ФАС Московского округа от 16.05.2022 N Ф05-1879/14, ФАС Поволжского округа от 21.07.2022 N Ф06-12193/13, Пятнадцатого ААС от 16.11.2013 N 15АП-6435/13.
*(2) Смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 20.02.2013 N Ф05-12598/11, ФАС Поволжского округа от 28.02.2013 N Ф06-5/13, ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2012 N Ф03-1094/12, ФАС Уральского округа от 06.03.2012 N Ф09-949/12, Восьмого ААС от 13.09.2012 N 08АП-6793/12.
*(3) Смотрите, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 13.10.2022 N 304-ЭС15-6285, постановление АС Московского округа от 10.04.2022 N Ф05-2613/17, решение Арбитражного суда Амурской области от 23.05.2022 по делу N А04-940/2022.
*(4) Смотрите п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432.
*(5) Указанная позиция выражена, например, в постановлениях АС Поволжского округа от 02.07.2022 N Ф06-24745/15, АС Западно-Сибирского округа от 08.09.2022 N Ф04-3252/16, Двенадцатого ААС от 25.02.2022 N 12АП-13154/14, Седьмого ААС от 10.05.2022 N 07АП-2436/16, ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 N Ф07-6180/13, Четырнадцатого ААС от 24.03.2022 N 14АП-12156/13, апелляционном определении Московского городского суда от 10.12.2022 N 33-46754/15.
*(6) Смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 17.11.2022 N 07АП-10172/15.
*(7) О смысле государственной регистрации и основаниях возникновения прав на недвижимое имущество смотрите ст. 8 ГК РФ, ч. 3 ст. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2022 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
*(8) Смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 17.12.2022 N Ф06-4374/15, Девятого ААС от 31.05.2011 N 09АП-8505/11.
*(9) Смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 05.02.2022 N Ф09-9532/14.

Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» установлено, что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. м общей площади на 1 работника аппарата управления. Данная кабинетная норма очень часто фигурирует как основание для изъятия имущества.

в учреждении здравоохранения располагаются аптечный пункт, стороннее медицинское оборудование, другие медицинские организации, учебные заведения медицинского профиля, часовня (Определение ВАС РФ от 30.09.2013 № ВАС-12935/13 по делу № А51-11197/2012, Постановление АС ДВО от 06.10.2022 № Ф03-4184/2022 по делу № А51-40441/2013);

Если не соблюдаются нормативы размещения.

В настоящее время прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании заявления учреждения) на безвозмездное пользование имуществом с целью получения экономии по налогу на имущество (Постановление АС ВВО от 15.03.2022 № Ф01-322/2022 по делу № А79-14825/2022). Похоже, что пока учреждения не видят для себя рисков в подобной практике. Однако нежелательные последствия весьма вероятны – это подтверждается материалами другого дела. После того, как имущество стало числиться в безвозмездном пользовании, оно попало в перечень объектов залогового фонда, что впоследствии повлекло его незаконное предоставление в залог по результатам конкурса инвестиционных проектов. В ситуацию опять пришлось вмешаться прокурору (Постановление ФАС ПО от 18.03.2022 по делу № А72-2368/2013).

П. 5 ст. 4 № 229-ФЗ предусматривает что меры взыскания должны соответствовать объему требований. Если долг по кредиту составляет 10 000 рублей, а пристав арестовал счет со 100 000 рублей, или выставил на продажу ваш Mercedes 2022 года выпуска — обращайтесь в суд за оспариванием незаконных действий ФССП.

На какое имущество нельзя наложить арест в 2022 году?

профессиональное оборудование: например, фотоаппарат для съемок, рабочие инструменты для ремонта авто и другие объекты, посредством которых должник зарабатывает себе на жизнь. Важно, чтобы их цена не превышала 100 МРОТ.

Кто может наложить арест на имущество?

Арест накладывается отдельным постановлением. Запись вносится в Росреестр и будет видна в выписках ЕГРН. Это значит, арест регистрируется на государственном уровне — человек не сможет продать, подарить или заложить арестованное имущество.

По общему правилу, вытекающему из ст. 446 ГПК РФ, не накладывается арест на имущество, на которое нельзя обратить взыскание. Однако применять или не применять это правило – решение, опять же, пристава. Яркий пример – практика наложения ареста на единственное жилье должника, несмотря на то, что его нельзя реализовать, погасив долг за счет вырученных средств. Правомерность такой практики нашла отражение в позиции высших судебных инстанций.

7. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества — незамедлительно.

Особенности процедуры по аресту недвижимости

Арестованное имущество было закреплено за должником — ГУП «Аэропорт Горно-Алтайск» на праве хозяйственного ведения, что подтверждалось актом приема-передачи имущества и не оспаривалось представителем собственника. Следовательно, в рассматриваемой ситуации невозможен иск собственника об освобождении от ареста имущества, закрепленного за должником на праве хозяйственного ведения.

Другая схожая ситуация – когда при исполнении судебного имеющегося у должника имущества и денежных средств оказывается недостаточно для взыскания долга. В этом случае возникает необходимость ареста имущества должника, находящегося у третьих лиц для последующего взыскания долга за счет продажи этого имущества.

Когда и куда обращаться для наложения ареста?

    • Отложить принятие определения по ходатайству до дня принятия иска. А для принятия иска у судьи есть целых 5 дней;
    • Удовлетворить требование о запросе сведений, отложив рассмотрение ходатайства об аресте до получения запроса;
  • Отказать в принятии мер обеспечения иска ввиду отсутствия доказательств, при этом ходатайство об истребовании доказательств удовлетворяется и в рамках подготовки иска к слушанию все сведения судья обычно запрашивает.

Когда решение вынесено и вступило в силу

Арест имущества должника, находящегося у третьих лиц, при обращении в суд с иском (обеспечительные меры) и после вступления в силу решения – совершенно разные вещи. Типичная ошибка многих юристов – обращение в суд с требованием об аресте находящегося у них лиц имущества должника после вынесения решения. Такие требования обречены на отказ, так как арест имущества в рамках исполнения решения суда уже не входит в судебную компетенцию.

Adblock
detector