Перспективы Прзаконопроекта «О Переселении Граждан Из Аварийного Жилищного Фонда» 2022

Содержание

Предлагается порядок признания многоквартирных домов аварийными

Согласно законопроекту основанием для признания многоквартирного дома аварийным является наличие негативных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить постоянное проживание граждан в жилых помещениях, расположенных в таком доме, вследствие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, в том числе связанной с ухудшением эксплуатационных характеристик такого дома или отдельных его частей в результате физического износа в процессе эксплуатации такого дома, а также вследствие аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, вследствие террористических актов, иных неправомерных действий третьих лиц, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности многоквартирного дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Проектом определяются общие принципы, порядок и основания признания многоквартирных домов (далее — МКД) аварийными, определяется орган, уполномоченный на принятие решения о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вводится требование по ведению реестра аварийных МКД, регламентируется состав сведений реестра.

Кроме того, предусматриваются механизмы государственной (муниципальной) поддержки мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поддержки собственников помещений в многоквартирном доме, принявших решение о самостоятельном проведении сноса (реконструкции) многоквартирного дома, признанного аварийным, и последующем использовании земельного участка, на котором расположен такой дом, а также формы оказания поддержки инвесторам, оказывающим содействие или участвующим в реконструкции, сносе многоквартирных домов, признанных аварийными.

Данная норма вступила в силу 28.12.2022. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Межведомственной комиссией города Барнаула для оценки жилых помещений на основании технического заключения ООО «ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ» принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: г.Барнаул, ул.Западная 1-я, 47а аварийным и подлежащим сносу.

Денис Анатольевич, в настоящее время в городе Барнауле есть расселенные аварийные дома, которые уже расселения, а по факту заброшены. В них свободный доступ, оконные проёмы не закрыты. ЧОП, с которыми заключён договор на охрану не могут находиться там постоянно. Эти дома находятся по адресам: ул.Эмилии Алексеевой, 21.ул.Петра Сухова, 16. Ул 1-я Западная, 51.ул Восточная, 106. Ул Советской Армии, 77 Когда будет производиться снос указанных домов? И возможно ли провести их временное ограждение?

Учитывая значительные затраты на устройство временных ограждений и несоответствие стоимости строительных материалов из-за их удорожания на рынке сметным расценкам, на сегодняшний день не удается заключить муниципальные контракты на ограждения ряда аварийных домов.

В Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» внесены изменения, согласно которым для целей реализации указанного Федерального закона аварийными являются многоквартирные дома, признанные таковыми до 01.01.2022. Жилой дом №49 по ул.Короленко в вышеназванный перечень не вошел, так как признан аварийным после 01.01.2022.

В соответствии со ст.32 Жилищного кодекса РФ ст.56.9. Земельного кодекса РФ изъятие недвижимости для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании соответствующего соглашения. Собственникам жилых помещений предоставляется денежное возмещение за изымаемое жилое помещение.

Минстрой больше не хочет заниматься проблемами аварийного жилья

Как обычно заявляется, проблема аварийного и ветхого жилья в России уходит корнями ещё в 90-е годы. Тогда государству было не до проведения капитального ремонта жилищного фонда, в результате чего недвижимость, которая на самом деле могла бы ещё служить годами, стала стремительно ветшать.

Желание чиновников протолкнуть именно эту редакцию законопроекта объясняется просто: по оценкам экспертов, количество аварийных домов в ближайшие годы продолжит расти. К 2035 году аварийными в стране будут признаны около 100 млн квадратных метров жилья. А ведь даже по программе переселения аварийных домов к сентябрю 2022 года планируется расселить лишь 11 млн квадратных метров, которые были признаны аварийными до 2012 года.

Кивать на лихие 90-е сегодня, конечно, проще всего. Однако не стоит забывать о том, что и за время «тучных» нулевых количество аварийного и ветхого жилья в стране продолжало увеличиваться. А это означает, что решение проблемы так и не было найдено. По крайней мере за последнее десятилетие чиновники могли хотя бы переломить тенденцию роста аварийного жилья. Могли, но не сделали. Кстати, на эту недоработку Владимир Путин указывал Минстрою ещё в 2013 году, когда только создавалось ведомство. «Вы назначены совсем недавно, и поэтому, естественно, ожидания большие. И за то, что что-то не сделано, к вам и претензий нельзя предъявить. Но если в этой сфере мы будем наблюдать то, что происходит сейчас, то эти претензии быстро появятся», – наставлял тогда Владимир Путин Михаила Меня.

Напомним, что последние 20 лет площадь аварийного жилья ежегодно увеличивается в среднем на 1,3 млн квадратных метров. По итогам 2013 года, согласно официальным данным, положение незначительно улучшилось. Однако улучшения в пределах 4–5 млн квадратных метров едва ли могут претендовать на перелом общего тренда. Кроме того, на фоне уменьшения количества аварийного жилья немного выросло количество жилья ветхого.

«Всё это позволяет сделать только один вывод: на сегодняшний день Минстрой не справляется с поставленными задачами президента», – резюмирует руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Санкт-Петербургского регионального штаба ОНФ Павел Созинов. Кстати, на общественных слушаниях, прошедших недавно в Общественной палате, представители экспертного сообщества и общественных организаций достаточно негативно восприняли законодательную инициативу Минстроя. Только вот будут ли в ведомстве отказываться от неё – большой вопрос. Ведь для других, куда более верных способов решения проблемы – своевременного проведения капремонта и строительства нового жилья – времени больше нет.

У меня на приёме две недели назад была женщина 82 лет, которая мне принесла бумагу от вашего товарища по партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», главы администрации города Астрахани господина Харисова, который оценил квадратный метр её жилья в восемь тыс. руб. и квадратный метр земли под соответствующим домом в семь тыс. руб. Поэтому не надо нам здесь рассказывать, что в Астрахани дают всем по 40 – 45 тыс. руб. за квадратный метр.

– Я хочу сказать о том, что эта поправка посвящена переселению принудительному в маневренный жилищный фонд, что нарушает вообще принцип предварительности возмещения собственнику жилого помещения. То есть эта норма в случае, когда будет проведена норма о двух годах, о трех годах, о десяти годах в маневренном фонде, она оспорима в суде.

И смысл моей поправки очень простой, чтобы люди, если речь идёт о сносе, имели право по собственному усмотрению получить не только выкупную цену, но и иное благоустроенное применительно к данной местности жильё такой же площади, чтобы человек был застрахован, у него была возможность при сносе аварийного фонда не оказаться бомжом и не пойти на улицу.

Абсолютно понятно, что дом, который полностью изношен, находится в аварийном состоянии, значит, там квадратные метры могут стоить не очень дорого, дом может стоять на таком рыночно интересном месте, что после того, как построят, он будет в два, три, может быть, даже на порядок выше рыночной стоимости. Поэтому предлагается этот фактор учесть. Спасибо.

Я хочу обратить внимание на то, что среди прочих людей у нас данная норма регулирует также права и тех, кто официально стоит в очереди как нуждающийся в улучшении жилусловий. То есть доходы людей ниже, чем прожиточный минимум. Соответственно, даже если им необходимо купить однокомнатную квартиру стандартной площадью в 35 квадратных метров, разница по деньгам составляет 250 тыс. руб. И то предложение, которое сегодня здесь звучит – а давайте мы будем руководствоваться рыночной ценой аварийного фонда, а давайте мы не будем привязывать размер выкупной цены к рыночной стоимости средневзвешенной по соответствующему муниципальному образованию, такая норма фактически при расселении собственников аварийного фонда существенную долю из них превращает в бомжей и открывает дороги к так называемой ипотеке.

Выселить жильцов из исторических зданий станет намного проще

По данным разработчиков, поправки стали “результатом анализа правоприменительной практики” деятельности госкорпорации “Фонд содействия реформированию ЖКХ” (закон о Фонде ЖКХ принят год назад, а заработал с 2008 года). Сейчас средства Фонда ЖКХ могут направляться исключительно на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу. Однако власти ряда регионов предложили включить дома, отнесенные к объектам культурного наследия, в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Это при том, что снос памятников истории и культуры в РФ законодательно запрещен. Однако “в целях поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии” переселять граждан из таких жилых домов все равно придется. Дабы снять противоречие, авторы законопроекта предлагают не урезонить региональных самоуправцев, а расширить понятие аварийного жилищного фонда, отнеся к таковому и исторические сооружения, подлежащие реконструкции или реставрации. В связи с изменением понятия соответствующим образом изменится и понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Депутат Галина Хованская (“СР”) законопроект поддержала и разъяснила, что его надо принять для того, чтоб людей переселить в новые дома, где им жилось бы комфортнее. Ведь россиянам, проживающим в аварийном доме, не легче от того, что их здание является памятником архитектуры. Против законопроекта выступили коммунисты. Николай Коломейцев предположил, что такие поправки спровоцируют чуть ли не волну поджогов памятников архитектуры. Шаккум указал, что в результате применения закона поджоги не только не санкционируются, но и просто обессмысливаются. Соратника по фракции поддержал Владимир Федоткин, обеспокоившийся разгулом рейдерства и напророчивший повальные захваты памятников архитектуры бандитами с принудительным отселением жильцов. Шаккум отмел и эту инсинуацию, заметив, что захват земель и сооружений законодательно запрещен.

Вам может понравиться =>  Может ли подаренное имущество изъято судебными приставами

Специалисты из Правового управления аппарата Госдумы выявили в документе ряд несообразностей и нестыковок с действующим законодательством. Так, в законе о Фонде ЖКХ по проекту появляется норма о переселении граждан из аварийного жилищного фонда, “подлежащего реконструкции или реставрации”, с принятием соответствующих “решений и проведением мероприятий”. Однако Жилищный кодекс РФ не содержит положений о переселении граждан из жилищного фонда в связи с реставрацией. Поэтому, по мнению думских экспертов-правовиков, такое переселение “не сможет быть реализовано”. Или, как у нас обычно и случается, переселение таки произведут, но оно будет “слегка” незаконным и может привести к судебному разбирательству. Кроме того, понятие “реставрация” у нас определено только в законе “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ” применительно к памятникам или архитектурным ансамблям. Тогда как инициаторы законопроекта, похоже, вознамерились “подвести под реставрацию” массу старых домов, в которых живут люди.

5 ноября депутаты приняли в первом чтении поправки в ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (закон о Фонде ЖКХ). Законопроект, внесенный депутатами Шаккумом и Таскаевым, призван уточнить понятие “аварийный жилищный фонд” и слегка изменяет порядок деятельности Фонда ЖКХ.

В довершение всего в проекте содержится пункт, запрещающий применять к Фонду ЖКХ ряд статей закона “О некоммерческих организациях”, устанавливающих порядок и способы контроля деятельности НКО. И прежде всего — в части расходования денежных средств. Логика железная: отчитываемся только перед начальством — “по аналогии с законами о других государственных корпорациях” (по закону о Фонде ЖКХ предусмотрено представление фондом годового отчета президенту РФ). Таким образом, бесконтрольность и неподотчетность очередной госкорпорации планируется закрепить законодательно.

Пункт 1 и 2 части 1 статьи 91.3 Жилищного Кодекса РФ устанавливает, что «жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений (не путать с договором социального найма) жилищного фонда социального использования гражданам (которые не могут быть признаны малоимущими), признанным нуждающимися в жилых помещениях, если доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, не превышают максимальный размер, позволяющий такому гражданину и таким членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования».

С 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ. В соответствии со ст.85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ (ред. от 29.12.2022) предоставляемое гражданам в связи с выселением (при сносе дома) другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Т.е., к примеру, если в однокомнатной квартире проживало 10 человек, то они должны получить именно однокомнатную квартиру той же площади, что и сносимая, без учета числа проживающих – применяется принцип равнозначной компенсации. Но жилое помещение предоставляется также как и прежнее по договору социального найма (т.е. в бессрочное пользование) с правом дальнейшей приватизации (если оно не было ранее реализовано) и что самое главное не учитывается имущественное положение граждан – не требуется быть малоимущим (более того можно еще и иметь в собственности другие жилые помещения). Иначе говоря, если гражданин получил ранее квартиру «от государства», лишить ее уже не могут, а в случае «аварийности» квартиры должны предоставить в обязательном порядке равнозначную без каких либо условий.

Казалось бы, вопрос можно решить только увеличением финансирования. Но, как оказывается, чиновники нашли менее финансово емкий вариант решения и Минстрой РФ предложил проект Федерального закона «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», который опубликован на сайте КонсультантПлюс 10.11.2022 года. В указанном Проекте закона предлагается новый порядок признания жилых домов аварийными и соответственно расселения жителей, проживающих в данных домах. Сравним существующие и предлагаемые нормы.

В настоящее время много разговоров идет вокруг решения проблемы аварийного жилья. Проблема решается, но очень медленно. В Новосибирске подсчитали, что проблему расселения аварийного жилого фонда можно решить лет за семьдесят, если не принимать экстраординарных мер.

Что это значит? Часть 2 статьи 49 Жилищного Кодекса РФ устанавливает, что жилые помещения могут предоставляться только малоимущим гражданам, признанным таковыми органами местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Таким гражданам новые жилые помещения будут предоставляться уже по норме предоставления на каждого проживающего (ч.1 ст.7 Проекта закона), т.е. у части граждан произойдет улучшение жилищных условий (к примеру, если в однокомнатной квартире проживало 10 человек, то при расселении дома им должны были предоставить, к примеру, 2 трехкомнатные квартиры). А вот у тех граждан, которые имеют в аварийном жилье большую жилплощадь (к примеру, один гражданин проживает в трехкомнатной квартире) произойдет «ухудшение» жилищных условий, т.к. указанный гражданин получит лишь однокомнатную квартиру. Иначе говоря, принципа равнозначного возмещения уже не будет.

Как трактовать закон о Переселении граждан из аварийного жилого фонда

Нашла интересной закон . В поиске-такая ссылка -пояснение к закону.
«Минстроем России разработан проект Федерального закона о переселении граждан из аварийного жилищного фонда . Законопроект разработан в целях создания постоянно действующих механизмов расселения аварийных домов в связи с реализацией программы переселения граждан из домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года.»
Далее-читаю закон

  1. Переселение граждан, являющихся собственниками жилых
    помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным,
    осуществляется при условии передачи ими в муниципальную собственность
    принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств
    жилых помещений, расположенных в таком доме (долей в праве общей
    долевой собственности на такие помещения).

То есть, я так понимаю, если мой дом признают аварийным(а мы знаем, что таковым возможно признать половину домов в Москве)-то меня принудят передать мою собственность в муниципальное управление, а далее получить МУНИЦИПАЛЬНУЮ жилплощадь, которую я уже не продать не обменять не смогу.
И, хотя , в пояснении записано, что данный закон относится к домам, признанным аварийными до 2012 года, но. читаю в конце закона.

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года
    и распространяется на правоотношения, возникшие после 1 января 2012
    года.
  2. Многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2012
    года, не включенные на дату вступления в силу настоящего Федерального
    закона в региональную адресную программу по переселению граждан из
    аварийного жилищного фонда, утвержденную в соответствии с
    требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О
    Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»,
    подлежат включению в региональную программу переселения граждан из
    многоквартирных домов, признанных аварийными, утверждаемую в
    соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Перспективы Прзаконопроекта «О Переселении Граждан Из Аварийного Жилищного Фонда» 2022

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам — получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

в графе 5 указывается количество позитивных, либо нейтральных материалов о принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере, вышедших в печатных СМИ, на радио, а также опубликованных в сети Интернет на сайтах печатных СМИ, телеканалов, информационных агентств (имеющих свидетельство о государственной регистрации), либо интернет-СМИ (имеющих свидетельство о государственной регистрации) за отчетный период. Для подсчета данного показателя используются итоговые данные графы 7 таблицы 2.1.2.1. (в единицах);

Форма 4.2.1. — содержит информацию о фактических результатах выполнения иных программ переселения (численности переселенных граждан, количества и общей площади жилых помещений, переселение из которых завершено) на отчетную дату в разрезе многоквартирных домов и разбивке по муниципальным образованиям;

В случае, если соглашение о предоставлении возмещения за изымаемое у собственника жилое помещение не заключено, но имеется вступившее в законную силу решение суда, обязывающее муниципальное образование выплатить гражданину возмещение за изымаемое жилое помещение, в графах 3, 4 указываются реквизиты (дата, номер) указанного решения (исполнительного листа).

Вам может понравиться =>  Молодая семья программа 2022 ставропольский возраст продлили до 39 лет

в строке 14 указывается общий объем расселенной площади аварийного жилищного фонда и количество переселенных граждан, начиная с 2022 года нарастающим итогом по состоянию на отчетную дату (с учетом непредвиденных обстоятельств). Соответствует значению показателя в строке 10;

в графе 4 указывается количество позитивных либо нейтральных материалов о принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере, вышедших на местных телеканалах (региональных, муниципальных либо региональных блоках на федеральных телеканалах) за отчетный период. Для подсчета данного показателя используются итоговые данные графы 6 таблицы 2.1.2.1. (в единицах);

органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями;

граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в установленном порядке.

Новое в законодательстве: застройщики побеждают обитателей аварийного и ветхого жилья

Когда возникает подобная «переселенческая» коллизия, обе стороны пытаются что-нибудь урвать: то не сходятся в цене (власти занижают, а владельцы завышают компенсацию), то собственники прописывают на своих метрах полдеревни и требуют каждому жильцу отдельную квартиру, с чем власти, естественно, не могут согласиться. Не каждый суд может в этом разобраться!

В-четвертых. Если «граждане, состоящие на учете нуждающихся в переселении, от переселения в предоставляемые им в соответствии с установленным законодательством порядком жилые помещения, соответствующие предусмотренным законодательством требованиям» отказываются, то это «является основанием для их выселения на основании суда». А если вы – отказывающийся очередник-собственник, то вас еще – по решению суда – и из очереди попросят. А если вы вообще не очередник, то суд решит вас выселить без предоставления других жилых помещений (часть 2,3 статьи 9).

Когда великой державы не стало, не стало и денег в казне, но пришла эпоха рыночной экономики и частной собственности, населению разрешили свое жилье приватизировать и «делать с ним, что хошь». Народ возрадовался, не понимая, что вместе с правом на свои метры, он вешает на себя и ответственность за их содержание. Одновременно и государство не только скинуло с себя эту ответственность, но и получило «головную боль» в виде права собственников на отказ покинуть свое жилье, в случае решения госорганов на месте этого жилья построить новое или проложить шоссе.

Согласно записке, нормы документа «направлены на установление механизма обеспечения жилищных прав переселяемых граждан путем предоставления жилья по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в том числе по договорам социального найма с предоставлением жилых помещений по нормам предоставления, а также на определение категорий граждан, которым при переселении из многоквартирных домов, признанных аварийными, может быть предоставлено жилье по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования».

Напомним, какие нормы действуют в этой сфере сегодня. Если кратко, то после признания дома аварийным (целая процедура) его жильцам, стоящим в очереди, предоставляется адекватное жилье эквивалентной площади (!) вне очереди. При этом у них есть возможность отказаться от двух не понравившихся вариантов, но третий будет последним. Для не стоящих в очереди существует возможность получить выкупную цену, по ставке, принятой Гордумой – 32 800 рублей за квадратный метр.

Теряют и люди, проживающие по праву социального найма. Раньше при расселении все наниматели обязательно получали новую жилплощадь, исходя из социальной нормы на одного жильца. Теперь же получат только те, кто сможет после объявления дома аварийным оперативно собрать документы и встать на официальный учет как малоимущий или нуждающийся. Практика показывают, что при этом местные чиновники чинят довольно много препятствий. Таким образом, законопроект явно нацелен на сокращение числа людей, получающих новое жилье бесплатно по социальным нормам.

Жильцы, не являющиеся собственниками и не стоящие на учете как малоимущие или нуждающиеся, при расселении аварийного дома будут выселяться без предоставления нового жилья (за исключением случаев, когда такое выселение запрещено — например, когда человек проживал в квартире по соцнайму, а дом идет под снос).

— Этот законопроект чреват нарушением прав собственников из-за возможного предложения компенсационных выплат ниже рыночной цены их имущества. Он также может привести к снижению социальной защиты населения — в данном случае значительно пострадают интересы проживавших по социальному найму граждан, не попадающих в официальные списки неимущих. Причины просты: власти хотят резко урезать бюджеты на расселение аварийных домов именно за счет этих категорий жильцов, — считает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев.

Да, в Москве есть отдельные территории, где стоимость земли составляет 90% от рыночной стоимости жилого здания вместе с земельным участком. Но в провинциальных городах — речь идет об относительно крупных, полно зданий, где доля земельного надела не превышает 10% от цены дома с участком. Поэтому не везде выручка от продажи позволит купить новое жилье.

— Для исключения упомянутых схем, на мой взгляд, необходимо жестко прописать уже сейчас, пока документ рассматривают в Госдуме, норму: выкуп квартир в официально признанном аварийным доме не должен быть ниже кадастровой стоимости этой квартиры до признания дома аварийным. То есть любой выселяемый владелец должен получать полную рыночную стоимость своей квартиры, если ему не предоставляют другую жилплощадь в натуральной форме.

Порядок проведения мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2022 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ; О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; (утв

Ежемесячный отчет на бумажном носителе представляется субъектом Российской Федерации в Фонд за подписью руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, к ведению которого отнесены вопросы реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением отчета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным). Отчет на 1 января года, следующего за отчетным представляется за подписью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). До 2 числа каждого месяца, следующего за отчетным, сканированный вариант подписанного отчета представляется по адресу электронной почты monitoring@fondgkh.ru с пометкой в теме письма «Субъект_отчет_ежемесячный отчет_месяц», где «субъект» — наименование субъекта Российской Федерации, представляющего информацию, «месяц» — месяц, за который представляется отчет.

Форма 6 — включает информацию о построенных многоквартирных домах, либо многоквартирных домах, в которых приобретались жилые помещения, и которые были введены в эксплуатацию за 5 лет до даты формирования отчета о ходе реализации программы переселения по этапам, сведения о реализации которых включаются в отчет о ходе реализации программы переселения (далее — форма «Построенные дома»).

в графе 6 указывается количество позитивных либо нейтральных материалов о принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере, вышедших на местных телеканалах (региональных, муниципальных либо региональных блоках на федеральных телеканалах) по результатам проведенных мероприятий по информированию за отчетный период (в единицах);

в графе 2 указывается дата проведения мероприятия, направленного на информирование средств массовой информации о мерах, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам общественного контроля в этой сфере;

Статус «решение в пользу гражданина вступило в силу» не является статусом, характеризующим наличие непредвиденного обстоятельства. Данный статус означает, что ранее имевшееся «непредвиденное обстоятельство» прекращено, поскольку принятие судом решения в пользу гражданина означает, что кроме причин, связанных с личностью гражданина, невыполнение мероприятий по переселению было обусловлено причинами, связанными с действиями или бездействиями органа местного самоуправления.

Перспективы Прзаконопроекта «О Переселении Граждан Из Аварийного Жилищного Фонда» 2022

Что же ждет собственников жилых помещений в аварийном доме? Рассмотрим вопрос денежной компенсации и предоставления других жилых помещений взамен изымаемых, не затрагивая в данной статье вопрос самостоятельного сноса или реконструкции дома самими собственниками.

В предыдущей статье мы анализировали последствия признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу для нанимателей по договорам социального найма в свете предложенного Минстроем РФ проекта Федерального закона «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», который опубликован на сайте КонсультантПлюс 10.11.2022 года. В указанном Проекте закона предлагается новый порядок признания жилых домов аварийными и соответственно расселения жителей, проживающих в данных домах. Сравним существующие и предлагаемые нормы.

Действующий порядок компенсации (расселения) собственников аварийного жилья определяется Жилищным кодексом РФ. В соответствии со ст.32 Жилищного кодекса РФ собственникам жилых помещений в жилых домах признанных аварийными и подлежащими сносу предоставляется или выкупная цена (ч.1, 6, 7 ст.32) или другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32). Если дом не включен в региональную программу расселения (определен другой порядок расселения), то в соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения (достигнутого собственником с органом местного самоуправления). Т.е. у органов местного самоуправления есть только право, но не обязанность по предоставлению жилого помещения, если соглашение не достигнуто, в этом случае выплачивается выкупная цена (пп. «и» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14). Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то в силу п. 3 ст. 2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Т.е. администрация в этом случае обязана предоставить другое жилое помещение, если этого хочет собственник. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав – жилое помещение или выкупная цена (раздел III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2022 г.). Более или менее механизм на данный момент времени отработан.

Что же мы видим в Проекте Федерального закона «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда»? В соответствии со ст.4 Проекта закона право на переселение из жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, имеют собственники жилых помещений, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного Кодекса РФ, при условии, если такие граждане являются малоимущими с учетом критериев, установленных в соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, или соответствуют критериям, установленным п.1 и 2 ч.1 ст.91.3 Жилищного Кодекса РФ. Далее в соответствии с ч.4 ст.5 Проекта закона «переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным, осуществляется при условии передачи ими в муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений, расположенных в таком доме (долей в праве общей долевой собственности на такие помещения). Органы местного самоуправления обязаны принять такие жилые помещения в муниципальную собственность». Т.е. для получения другого жилого помещения собственник должен в первую очередь сдать муниципалитету свое жилое помещение и во-вторых быть признанным малоимущим или иметь доход (и другое имущество, подлежащее налогообложению) который не позволяет ему приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования (данный размер дохода устанавливается органами местного самоуправления в соответствии со ст.91.3 Жилищного кодекса РФ). В первом случае (если малоимущий) жилое помещение предоставляется по договору соц.найма (а не в собственность как на данный момент времени) и во втором случае жилое помещение предоставляется по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, который заключается на срок от 1 года до 10 лет (в отличии от договора по соц.найму, который бессрочный) и не дает права на приватизацию. А вот если Вы впоследствии стали более обеспеченным (т.е. Ваши доходы будут превышать указанный выше максимальный размер), то по истечении срока договора Вас выселят из занимаемого помещения уже без предоставления другого жилого помещения. Иначе говоря можно через некоторое время превратиться из собственника в «бомжа» и заново решать квартирный вопрос уже своими силами.

Вам может понравиться =>  Монтаж локальной вычислительной сети косгу 2022

Если же Вы не хотите передавать свое жилое помещение муниципалитету (собственниками не принято решение о самостоятельном сносе или реконструкции дома), то в соответствии со ст.14 Проекта закона жилые помещения подлежат продаже с публичных торгов и производится выплата денежных средств, вырученных от такой продажи, каждому из собственников помещений в таком доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому из таких собственников помещения за вычетом расходов на проведение указанных публичных торгов. Методика определения начальной продажной цены таких помещений на публичных торгах по аварийному дому определяется Правительством РФ. Если повторные публичные торги по аварийному дому объявлены не состоявшимися, орган местного самоуправления вправе выкупить помещения у собственников помещений в таком доме. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом. Т.е. конкретно речи о рыночной цене изымаемого жилого помещения (как данный момент времени в ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ) не идет – выкупная цена устанавливается соглашением сторон, что уже сегодня является поводом для многочисленных обращений в суд, т.к. органам местного самоуправления невыгодно выплачивать именно рыночную стоимость и они всеми способами ее занижают или устанавливают фиксированную цену. Иначе говоря, планируется выработать механизм реального решения проблемы расселения аварийных домов, но уже максимально приближенный к понятию «шоковой терапии» для большинства их жителей. Сравнительный анализ законопроекта мы продолжим в следующих статьях.

В законопроекте записано, что если сами собственники не примут решение по вопросу переселения из аварийного жилья, или примут, но не смогут его реализовать в течение трех лет, то муниципалитет может изъять земельный участок. В этом случае собственники получат компенсацию по итогам продажи квартир инвестору на торгах единым лотом.
При этом строительный бизнес будет заинтересован в земельных участках, уже оборудованных инженерными коммуникациями.

Законопроект Минстроя должен быть пересмотрен, считает руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев. «Ряд положений предложенного Минстроем законопроекта вызывает серьезные вопросы. Почему его разработчики никак не отразили порядок расселения нанимателей, которые не будут признаны малоимущими? Такой пробел может означать, что в случае сноса аварийного дома они автоматически окажутся на улице. Законные права собственников также оказываются ущемленными, поскольку местная власть уже не будет обязана выкупать у них жилье, если не найдутся инвесторы, и вся тяжесть задачи расселения аварийного фонда фактически ложится их на плечи», – считает Николай Николаев.

МОСКВА, 26 января, РИА ФедералПресс. Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) проанализировали законопроект Минстроя о расселении аварийных многоквартирных домов и выяснили, что в предложенном виде он ущемляет права граждан и противоречит майским указам президента, сообщает пресс-служба ОНФ.

«Известны примеры, когда дом признают аварийным только потому, что есть заинтересованность в земельном участке, на котором он стоит. И в предлагаемом Минстроем законопроекте основное внимание уделено, на наш взгляд, не гражданину с его жилищными правами, а привлекательным земельным участкам», – считает Николай Николаев.

Минстрой подготовил законопроект «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», который предлагает новые подходы к расселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. Согласно законопроекту, за госсчет из аварийного жилищного фонда могут быть переселены только малоимущие граждане, проживающие по договорам социального найма. При этом в законопроекте ничего не говорится о нанимателях, которых малоимущими не признают.

Очерёдность расселения из аварийного жилья: в 2022 году, собственников, нанимателей, домов по программе реновации

Если гражданин не согласен с размером назначенной ему компенсации или при решении вопроса переселения у него с органами власти возникли иные разногласия, он может обратиться в суд за защитой своих прав. Но при этом должен иметь место факт нарушения прав владельца.

Федеральным законом от 27.12.2022 N 473-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

Инициировать процесс признания жилого дома аварийным праве собственники или наниматели квартир. Для этого им необходимо обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением о признании объекта аварийным. Более весомым будет коллективное обращение жильцов дома.

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2022). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Такой закон. Квартира, которую государство выделяет по договору соцнайма, по-прежнему принадлежит государству, и бюджет как будто ничего не теряет. А собственникам выплачивают деньги из бюджета, поэтому переплачивать никто не хочет. Выплатят только ту сумму, которую собственник получил бы от любого другого покупателя.

Однако общественники поставили под сомнение оптимистичные сведения. «Согласно законопроекту, малоимущим будет предоставлен договор социального найма. Однако людям, которые не имеют статус малоимущих, предоставят договор некоммерческого найма сроком на 10 лет. То есть все остальные жильцы, включая собственников квартир аварийного дома, станут нанимателями», — отметил руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Регионального штаба ОНФ Павел Созинов. — «К тому же размещать граждан из аварийного жилья предлагается в маневренный фонд. Правда, на какой период — законопроект не регламентирует. К слову, сами фонды есть не в каждом регионе. В Петербурге, например, его нет. Поэтому мы считаем, что необходимо отказаться от законопроекта — в нынешнем виде он не отвечает чаяниям наших граждан и вреден для отношений в жилищной сфере».

Заместитель Министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис представил прогнозы, подготовленные профильным министерством. Согласно этим данным, до конца 2035 года предстоит расселить почти 100 миллионов квадратных метров. При этом он отметил, что процесс расселения, согласно проекту, должен быть «не героическим прорывом», а упорядоченным и системным делом. Для ускорения процесса Минстроем были в три раза сокращены сроки рассмотрения заявок.

«Все это позволяет сделать только один вывод: на сегодняшний день Минстрой не справляется с поставленными задачами президента. Кроме того, мы надеемся, что позиция наших коллег из Общественной палаты в этом вопросе будет принципиальной и бескомпромиссной», — резюмировал Павел Созинов.

ОНФ: Новый законопроект Минстроя о расселении аварийного жилья ущемляет права граждан

Что касается собственников аварийного жилья, то орган местного самоуправления, согласно проекту, не обязан, в отличие от действующего требования Жилищного кодекса, выкупить у собственников квартиры по рыночной цене, если они не найдут инвестора, который предоставил бы им новое жилье.

Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе ОНФ, в предложенном виде проходящий согласование в правительстве законопроект «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда» идет вразрез с целями «майского» указа президента Владимира Путина о доступном жилье, серьезно ущемляет права собственников и нанимателей, и должен быть пересмотрен. С таким мнением выступил руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев.

Согласно законопроекту, за госсчет из аварийного жилищного фонда могут быть переселены только малоимущие граждане, проживающие по договорам социального найма. При этом в законопроекте ничего не говорится о нанимателях, которых малоимущими не признают, тогда как в настоящее время, согласно Жилищному кодексу РФ, всем нанимателям в случае сноса аварийного дома предоставляют другое жилье – также по договорам соцнайма.

Законопроект предполагает изменение подходов к расселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года [переселение из домов, признанных аварийными до этого срока, финансируется из Фонда содействия реформированию ЖКХ – ПАИ].

При этом многие земельные участки, на которых стоят аварийные дома, привлекательны для строительных компаний – они уже оборудованы всеми необходимыми инженерными коммуникациями. Особенно интересны бизнесу участки, находящиеся в престижных районах населенных пунктов, отмечают эксперты ОНФ.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При этом, относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно Минстрой России разъяснил следующее.

  • органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями;
  • граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона № 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Adblock
detector