Перечень Заболенаний Утвержденный Министром Здравоохраниния Ссср В 1987 Для Ликвидаторов На Чаэс

15. При принятии окончательного решения эксперты и члены экспертного совета руководствуются перечнями заболеваний, возникновение которых может быть связано с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными приказом Минздрава Республики Беларусь.

Республиканский экспертный совет пересматривает свои решения, а также решения областных и Минского городского экспертных советов по ходатайствам Совета Министров, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, министерств, ведомств, судебных органов и других учреждений.

1. Председателям Республиканского и областных межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС при рассмотрении дел граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, для установления причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, с последствиями катастрофы на ЧАЭС, другими радиационными авариями и в результате производства и испытаний ядерного оружия руководствоваться утвержденными Положением и перечнями заболеваний.

В случае отмены решения областного, Минского городского советов в экспертном заключении фиксируется решение Республиканского экспертного совета об отмене этого решения. Экспертное решение направляется заявителю (для сведения), в управление здравоохранения облисполкома (для принятия мер), в МРЭК (для изменения причины инвалидности), в пенсионирующий орган (для сведения), в орган, выдавший удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС или потерпевшего от катастрофы на ЧАЭС, в Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (для сведения).

13. Эксперт консультативной группы проводит экспертизу дела, определяет основное заболевание, обосновывает возможность его связи (или отсутствие ее) с радиационным воздействием, заполняет форму «Экспертное заключение» и предлагает для обсуждения на заседании совета обоснованный вариант решения.

Медико-социальная экспертиза ->

Департамент развития социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в статью 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1 января 2005 года установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется исключительно межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Одновременно сообщаем, что вопросы установления сроков переосвидетельствования для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы урегулированы Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц из подразделений особого риска осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.04.2005 № 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов».

В связи с этим полагаем, что при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания ветерана подразделения особого риска с воздействием радиации ему может быть установлена причина инвалидности с формулировкой «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2005 N 475 (ред. от 26.01.2012)
«О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов»
(вместе с «Регламентом деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов»)

Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).

Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, дополнительно потребуется справка единого образца, выдаваемая органами исполнительной власти Челябинской, Курганской или Свердловской области.

Исключением являются граждане, работающие или проходящие военную (приравненную к ней) службу в системе федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, а также получающие пенсионное обеспечение в этих органах, и члены их семьи.

  • эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированным (переселенным) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) проводилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также военнослужащим, вольнонаемному составу войсковых частей и спецконтингенту, эвакуированному в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения;
  • проживавшим в 1949–1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), или свыше 35 сЗв (бэр);
  • добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв.
  • заявление о выдаче удостоверения (участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом);
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность и подтверждающий место жительства в Москве;
  • фотография размером 3х4 см;
  • доверенность в случае обращения законного представителя заявителя.

Перечень Заболенаний Утвержденный Министром Здравоохраниния Ссср В 1987 Для Ликвидаторов На Чаэс

2.2. Организовать патолого-анатомические исследования умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭ, лиц с установленной причинной связью заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием и выдачу родственникам заверенной копии патолого-анатомического заключения о причине смерти для принятия решения МЭС о связи смерти с радиационным воздействием. Если вскрытие не производилось, необходима копия подробного врачебного свидетельства о смерти с описанием обстоятельств смерти, кто констатировал смерть, почему не было проведено вскрытие.

10. Подробная выписка из медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты) с описанием состояния здоровья до и после радиационного воздействия с указанием времени начала заболевания, частоты обострений, данных о временной утрате трудоспособности, частоты обострений, данных о временной утрате нетрудоспособности, результатов клинических исследований (заверенные печатью лечебного учреждения, выдавшего документ), копии выписок из стационаров за все годы наблюдения, выписки из истории болезни онкологического больного с данными гистологического исследования опухоли. Если больной наблюдается у врача-психиатра — выписки из амбулаторной карты, стационара.

7. Подробная выписка из медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты) с описанием состояния здоровья до и после радиационного воздействия с указанием времени начала заболевания, частоты обострений, данных о временной утрате трудоспособности, частоты обострений, данных о временной утрате нетрудоспособности, результатов клинических исследований (заверенные печатью лечебного учреждения, выдавшего документ), копии выписок из стационаров за все годы наблюдения, выписки из истории болезни онкологического больного с данными гистологического исследования опухоли. Копии выписок из стационаров (за период с 1986 г. по настоящее время).

— заверенная печатью медицинского учреждения, выдавшего документ, ксерокопия протокола патологоанатомического или судебно-медицинского (судебно-химического) исследования. Если вскрытие не производилось, необходима копия подробного врачебного свидетельства о смерти с описанием обстоятельств смерти, кто констатировал смерть, почему не было проведено вскрытие;

Для ликвидаторов указывается время работы, адреса населенных пунктов или их названия, время работы в данных населенных пунктах, характер выполняемых работ (непосредственно выполняемые работы и время их выполнения). Указывается место проживания (населенный пункт и характер жилого помещения). Место питания. Способ доставки от места проживания к месту работы.

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

26 апреля 2022 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Вам может понравиться =>  Налоги ип по усн в 2022 году

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

Начиная с апреля 2007 года на базе поликлинического отделения № 63 Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 49» работает Центр реабилитации ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее – Центр реабилитации). В Центре реабилитации обслуживаются жители Санкт-Петербурга, пострадавшие от радиационного воздействия и имеющие направления от врачей амбулаторно-поликлинических учреждений. Ежегодно в Центре реабилитации проходят медико-социальную реабилитацию свыше 200 человек.

Разумеется, большая часть вопросов относительно социальной поддержки чернобыльцев относится к федеральному регулированию и, несомненно, город оказывает поддержку ликвидаторам, в частности в решении жилищного вопроса. Однако большинство петербуржцев, побывавших тогда на ЧАЭС, нуждается сегодня в лечебной базе. И в данной ситуации представляется целесообразным оказывать медицинские услуги в многопрофильном лечебно-диагностическом учреждении по оказанию специализированной высокотехнологичной медицинской помощи, оснащенной новейшим современным оборудованием и акцентирующей свое внимание на проблемах лечения и реабилитации участников ликвидации последствий ядерных и других аварий и катастроф, не только тем, кому они предоставляются на сегодняшний момент, но и той категории граждан, для которых в частности, данная клиника и задумывалась – ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

2. Инициировать на федеральном уровне проработку вопроса о наделении данного учреждения статуса основной лечебной базы для централизованного медицинского обслуживания, специализированного диспансерного и динамического медицинского наблюдения граждан, принимавших участие в ликвидации последствий радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на ПО «Маяк», проживающих на территории Северо-Западного федерального округа РФ (или Санкт-Петербурга);

Причиной обращения послужила проблема, связанная с недостаточным объемом предоставляемых необходимых медицинских услуг, стационарного лечения и планового обследования состояния здоровья ликвидаторов, реализуемая в настоящий момент только силами медицинских учреждений Санкт-Петербурга. Одной из острых проблем является то, что фактически на сегодняшний день петербургские чернобыльцы лишились лечебной базы.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий далее – ФГБУ ВЦЭРМ им.А.М.Никифорова МЧС России) является учреждением федерального подчинения и не подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга. ФГБУ ВЦЭРМ им.А.М.Никифорова МЧС России оказывает медицинскую помощь сотрудникам учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), его деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета.

Чернобыльцы: официальная причина смерти – не радиация

Чернобыльцы возмущены, что казахстанская медицина не считает заболевания, полученные во время ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, связанными с последствиями радиационного облучения. В результате ликвидаторы и их семьи лишаются даже незначительного пособия.

– Отец ничем не может помочь своей дочери, потому что врачи тоже не признали наличие связи его заболеваний с воздействием радиации, и он получает мизерное пособие по инвалидности. Но он почти не встает с кровати, не может работать. Для него и его дочери даже 10 тысяч тенге в месяц были бы ощутимым подспорьем, – рассказывает лидер чернобыльцев Семея.

– И нас подвели к этим же ранжирам. Но это же большая разница – жить в Семипалатинске на расстоянии 400 километров от места подземных ядерных взрывов или работать непосредственно на развалах ядерного реактора, где доза облучения составляла 200 бэр в час, – возмущается Вениамин Следников. – Приведу пару примеров. Ко мне обратилась жена умершего участника ликвидации чернобыльской аварии, инвалида II группы. У него было 18 заболеваний, причиной смерти стала кислородная недостаточность. Но это заболевание медики не увязали с воздействием радиации. Его вдова подала в суд, но проиграла процесс, поскольку судья опирался на утвержденный правительством Казахстана перечень заболеваний, вызванных радиацией. А если бы эксперты подтвердили эту связь, вдова получала бы порядка 10 тысяч тенге. Не помогли и обращения в НИИРМиЭ.

В тяжелом положении оказалась семья другого ветерана-чернобыльца. Сам он инвалид II группы, его супруга проходит лечение в психиатрической клинике, а дочь перенесла сложную операцию на печени. Девушке необходимы дорогостоящие препараты, купить которые семье не по силам.

– После чернобыльской аварии на всей территории СССР действовало постановление тогдашнего министерства здравоохранения, утвердившее перечень заболеваний, связанных с воздействием радиации. В него входило порядка 40 пунктов. После обретения независимости в конце 90-х в Казахстане были утверждены собственный перечень и правила установления причинной связи заболеваний с воздействием ионизирующих излучений. Научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии был представлен очень краткий перечень, в который внесли онкологические и некоторые сердечно-сосудистые заболевания. В результате оказались обделены казахстанские ликвидаторы чернобыльской аварии, – считает председатель общества инвалидов-чернобыльцев г. Семея Вениамин СЛЕДНИКОВ.

Чернобыльцам пересчитают дозы

Правительство собирается упорядочить перечень заболеваний чернобыльцев и других ликвидаторов ядерных аварий, привязав его «к детерминированным аспектам радиации» и отказавшись от недоказанной связи между лучевыми факторами и возникновением ряда болезней. Но у врачей нет однозначного мнения о пороговых дозах облучения, а у органов здравоохранения – надежных данных для принятия таких решений. В медицинском сообществе опасаются, что главный мотив документа – попытка сэкономить бюджетные средства.

В Минздраве, исходя из опыта прошедших 30 лет, считают, что и в дальнейшем последствиями для здоровья ликвидаторов и жителей загрязненных радионуклидами территорий останутся онкология и заболевания системы кровообращения (в первую очередь – сердечно-сосудистые и цереброваскулярные). Базовым порогом для отнесения пациента к группе пострадавших от лучевого воздействия в проекте является «подтвержденная объективными методами (цитогенетический анализ и другие) доза облучения не менее 0,5 Зв». В постановлении 2004 г. такого численного критерия нет в принципе.

Сам перечень заболеваний содержит 8 позиций, среди указанных заболеваний – злокачественные новообразования, радиационный лучевой дерматит, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные болезни, развитие которых обусловлено воздействием ионизирующего излучения, и т.д.

Не повлияет постановление и на объемы и качество медпомощи чернобыльцам в самом ВЦЭРМ, ответил порталу Medvestnik.ru директор центра: оказание такой помощи, в том числе высокотехнологичной, также не зависит от того, вызвана ли инвалидность радиационными факторами, «а определяется объемами финансирования на оказание медицинской помощи данному контингенту».

Но у руководства ВЦЭРМ есть свои претензии к проекту. «В последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения (ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярная болезнь при дозах облучения от 0,2 до 0,5 Зв). …По нашему мнению (и это было в нашем замечании к проекту постановления), целесообразно снизить рекомендуемый в документе порог полученной дозы облучения с 0,5 до 0,3 Зв», – сообщил директор ВЦЭРМ Сергей Алексанин.

Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.

Размеры пенсий по старости, назначенных в соответствии с настоящим Законом с применением норм Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2022 года, пересчитываются с 1 января 2022 года с учетом норм Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ для страховой пенсии по старости. В случае, если при таком перерасчете размер пенсии не достигает получаемого пенсионером на 31 декабря 2022 года размера пенсии, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере (Федеральный закон от 21.07.2022 N 216-ФЗ).

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 4, 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка) и 13 части первой, частью четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, частью первой статьи 16, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 — 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 — 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5 и 7 (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет), 8 — 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 — 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона.

Вам может понравиться =>  Когда вступят в силу изменения в закон статья 228.2

Система наблюдения за состоянием здоровья пострадавших граждан

Для осуществления постоянного контроля за состоянием здоровья населения, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, проводится диспансерное обследование граждан, внедрена в практику система медицинского обеспечения, включающая внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, бесплатный отпуск лекарств по рецептам врача, обеспечение продуктами питания в период нахождения на лечении по повышенным нормам и т.д. Решение этих задач осуществляется силами территориальных лечебно-профилактических учреждений, а также с помощью специализированных выездных врачебных бригад и медицинского персонала, работающего на загрязненных территориях.

построен «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека». Открытие центра позволило приблизить медицинскую помощь к наиболее пострадавшему от чернобыльской катастрофы региону республики – Гомельской области. Центр является уникальным комплексом по оказанию квалифицированной медицинской помощи гражданам (более 500 посещений в смену), пострадавшим от чернобыльской катастрофы;

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Беларусь реализуется всеобъемлющий комплекс мероприятий по сохранению здоровья пострадавшего населения. Существенный вклад в совершенствование адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам внесли мероприятия, выполненные в рамках чернобыльских программ Союзного государства:

С целью мониторинга за состоянием здоровья пострадавшего населения, ликвидаторов и получения достоверных данных о медико-биологических последствиях чернобыльской катастрофы, а также прогнозирования отдаленного воздействия облучения на население был создан Единый чернобыльский регистр России и Беларуси (далее – ЕЧР). ЕЧР функционирует на базе Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук, Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Белорусского центра медицинских технологий, информатики, управления и экономии здравоохранения. Нормативную базу ЕЧР составляет Положение о Едином чернобыльском регистре России и Беларуси.

Одной из важнейших задач сферы социальной защиты граждан является повышение эффективности и улучшение качества медицинского обеспечения участников ликвидации последствий аварии, санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавшего населения, особенно детей.

Минздрав предложил изменить список заболеваний, возникших вследствие аварии на ЧАЭС

Минздрав подготовил проект постановления правительства РФ ‎«Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы ‎на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году ‎на производственном объединении «Маяк» и сбросов ‎радиоактивных отходов в реку Теча». В этот перечень предлагается включить сердечно-сосудистые заболеваний и злокачественные новообразовании.

«Согласно современным научным клиническим и эпидемиологическим данным о влиянии радиационного фактора на состояние здоровья человека, постановление № 592 требует актуализации», – говорится в пояснительной записке к документу. В ней указано, что между лучевым воздействием на человека в и возникновением злокачественных новообразований наблюдается прямая связь, однако при облучении малыми дозами радиации проявление негативных для здоровья последствий носит случайный характер. Международный опыт показывает, что в качестве радиационного эффекта развитие доброкачественных новообразований не рассматривается.

В настоящее время действует постановление правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 592, которым утвержден перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации. Это постановление содержит нозологии, по которым межведомственными экспертными советами устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

«Помимо классических стохастических эффектов действия радиации в виде увеличения частоты злокачественных новообразований, в последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения и цереброваскулярных болезней», – отмечается в документе.

Таким образом, эксперты Минздрава предложили включить в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы ‎на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году ‎на производственном объединении «Маяк» и сбросов ‎радиоактивных отходов в реку Теча, злокачественные новообразования, заболевания системы кровообращения и цереброваскулярные болезни. Проект постановления вступает в силу с 1 января 2022 года.

При этом сообщаем, что Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации планируется провести работу по подготовке нормативного правового
документа о внесении соответствующих изменений в разъяснение Минтруда России от 15.04.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденное постановлением Минтруда России от 15.04.2003 № 17.

Таким образом, установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц из подразделений особого риска осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.04.2005 № 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов».

Вышеназванный Закон является специализированным для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим полагаем, что при установлении данной категории граждан срока инвалидности федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы следует руководствоваться именно этим Законом.
Заместитель директора Департамента развития социальной защиты

Департамент развития социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в статью 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1 января 2005 года установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется исключительно межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 21.04.2005 № 289 было утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. Согласно пункту 3 данного Положение межведомственным экспертным советом устанавливается причинная связь заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф и инцидентов.

14. На основании доклада эксперта консультативной группы и обсуждения материалов дела членами совета каждый член экспертного совета излагает при принятии окончательного решения собственное мнение и письменно (под роспись) утверждает наличие или отсутствие причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, с радиационным воздействием в протоколе «Решение экспертного совета». При голосовании член экспертного совета не имеет права вносить в протокол свое мнение в форме «воздержался». Неопределенность при принятии решения должна быть устранена уточнением неясных по делу вопросов у эксперта или других специалистов из числа

2. Областные и Минский городской экспертные советы принимают на рассмотрение заявления и документы от граждан, ходатайства учреждений, министерств и ведомств, общественных организаций для установления причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или к смерти, у лиц, проживающих на данной административной территории и относящихся к категориям пострадавших в соответствии с п. 1 части 1 статьи 13 (являющихся кормильцами), пп. 2, 3 статьи 13, статьями 14, 15 Закона.

ядерного оружия (статьи 13, 14, 15, 16 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 22 февраля 1991 г. (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 10 (12), ст. 111) (далее — Закон) и дополнений к нему «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» от 3 мая 1996 г. N 440-XIII (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., N 21, ст. 380), (раздел II пп. 1 — 6).

24. Решение Республиканского межведомственного экспертного совета может быть обжаловано в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь. При установлении фактов нарушений данного Положения Минздрав поручает назначенным специалистам рассмотреть вопросы, которые оспариваются, и в необходимых случаях с обоснованными заключениями специалистов передает материалы дела в Республиканский межведомственный экспертный совет для повторного внеочередного рассмотрения и принятия решения.

1. Положение о работе межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и в результате производства и испытаний ядерного оружия (прилагается).

Владимир Бортновский назвал подобные заявления «просто непозволительными». «Мы понимаем, может быть, это его сегодняшнее реноме оппозиционера объясняет такие заявления, потому что мне трудно, зная его как ученого, принять, что это заявление не носит конъюнктурного соображения», — сказал эксперт.

В чем причина парадокса? Одним из объяснений могут быть ошибки в скрининге населения Японии, деликатно предположил Казуо Шимизу. О том, что население Беларуси может быть недостаточно обследовано, японский ученый, работавший в нашей стране над внедрением скрининговых программ, не сказал.

Это при том, что Чернобыльская катастрофа в 6-10 раз масштабнее, чем авария на Фукусиме: на японской АЭС утечка радиации составила 370 тысяч терабеккерелей, на Чернобыльской– 5,2 миллионов терабеккерелей. Кроме того, Япония – страна богатая йодом,«в то время как в Беларуси ощущается нехватка йода, следовательно, щитовидная железа чаще нуждается в йоде, так что радиоактивный йод легче инкорпорируется», — сказалпрофессор.

Лариса Горбач, ученый секретарь РНПЦ «Мать и дитя», отметила, что белорусские ученые занимались исследованиями заболеваемости туберкулезом в пострадавших регионах в период до 1995 года. Тогда был выявлен значительный рост заболеваемости, в том числе у детей через год после аварии – в три раза, во второе пятилетие – на 45%.

Так, японский доктор, профессор с мировым именем Казуо Шимизу заметил, что по статистике заболеваемость раком щитовидной железы у детей в Японии после Фукусимы оказалась значительно выше, чем в Беларуси после Чернобыля. Если в Беларуси это заболевание встречается с частотой 1 случай на 10 тысяч человек, то в Японии после Фукусимы – 1 на 2,5 тысяч человек.

Участникам ликвидации, занятым на работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации, предоставлено право на назначение пенсии по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Одновременно должны быть соблюдены следующие условия: наступление инвалидности независимо от ее причины и группы (за исключением граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных и (или) противоправных действий), наличие общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

— Законодательством действительно предусмотрен льготный порядок исчисления стажа работы при назначении пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Время работы, военной службы или службы на эксплуатации Чернобыльской АЭС и в зоне эвакуации с момента катастрофы до 31 декабря 1987 засчитывается в стаж работы в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988 — в полуторном размере. В случае, если такая работа протекала в зоне первоочередного отселения или в зоне последующего отселения, то она засчитывается в стаж работы в полуторном размере с момента катастрофы.

Вам может понравиться =>  Покупка машины с рук оформление документов 2022

Для указанной категории граждан документами, подтверждающими право, являются удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС с предоставлением льгот по статье 19 Закона о Чернобыльской АЭС, а также заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии.

  1. участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения) в 1986-1987 годах — 50%, в 1988-1989 годах — 25 %;
  2. гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации, зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения — 25 %.
  • удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС с предоставлением льгот по статье 19 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;
  • документы о работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году, или период (10 суток), если работа выполнялась в 1987 году.

О пенсионном обеспечении граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС

Для участников ликвидации, занятых на работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены иные условия назначения досрочной пенсии по возрасту. Пенсия им назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий). Кроме того, для назначения данной пенсии требуется наличие стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин (часть 2 статьи 32 Закона о ЧАЭС).

В соответствии с пунктом 26 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2006 № 1508), (далее – Положение), время работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны периоды работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

Документами, подтверждающими право на пенсию по вышеназванному основанию, являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); документы, подтверждающие факт (в 1986 г.) или период (в 1987 г.) работы в пределах 10-километровой зоны.

Ответ: К заявлению о назначении досрочной пенсии по возрасту должны быть приложены соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и документы о времени работы в десятикилометровой зоне. Время работы по ликвидации последствий катастрофы в пределах десятикилометровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками из архивных учреждений. В справке должны быть указаны период работы, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка.

Документами, подтверждающими право на пенсию по данному основанию являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии.

Организация медицинского обеспечения потерпевших от аварии на Чернобыльской АЭС

Этот закон основывается на основных положениях реализации конституционного права граждан на охрану жизни и здоровья и создает единый порядок определения категорий и зон радиоактивного загрязнения территорий, условий проживания и трудовой деятельности и социальной защиты потерпевшего населения.

Первая классификация – социальная. Она используется на правовом и законодательном уровнях, в государственной статистике, Национальных программах. Соответственно законодательству, граждане причастные к последствиям аварии называются пострадавшими и делятся на две группы:

Самые большие темпы прироста заболеваемости присущи новообразованиям, наиболее – раку щитовидной железы, особенно среди детей, которым во время аварии не исполнилось 5 лет. Они принадлежат к группе максимального риска. В связи с аварией увеличивается число детей-инвалидов.

Негативные изменения здоровья во многом зависят от характера облучения. Часть населения пострадала от острого облучения, часть – от хронического, а на значительное количество людей влияют оба вида. К этому контингенту относится большое количество участников ликвидации последствий аварии и эвакуированных, которые все время после острого облучения продолжают жить в радиоактивно загрязненных местностях с длительным действием хронического облучения.

Заболеваемость потерпевших имеет тенденцию к ежегодному увеличению. Так, показатель распространенности за11 лет (1987-1997гг.) увеличился среди взрослого населения и подростков в 3,4 раза, а первичная заболеваемость – в 3,9 раза. Темпы роста превышают аналогичные данные всего населения Украины (рисунок 23, 24).

Беларусь продолжит сокращать список болезней, связанных с Чернобылем

«Однако так огульно (не в обиду, конечно), как в Украине, поставить в перечень заболеваний все злокачественные новообразования, все доброкачественные новообразования, половину болезней системы кровообращения, одна четверть всех болезней органов дыхания и так далее. Там страниц десять заболеваний. Нет такой связи и не может быть», — сказал Эльдар Надыров.

Эльдар Надыров отметил, что в прошлый раз из списка,который действовал до 2009 года,уже убрали болезни системы кровообращения. «Они были до 2009 года – может, это было и правильно: это стресс, это переселение, это изменение образа жизни. Но прошло после катастрофы 30 лет, этот фактор уже не работает».

«Но в целом ученые связывали этот рост заболеваемости не столько с радиационным фактором, сколько с тем комплексом неблагоприятных социально-экономических факторов, которые происходили в этих регионах: микроэпидемии среди алкоголиков и бомжей, миграция населения, радиофобия: население не шло на рентгенологическое обследование из-за боязни дополнительного облучения», — сказала Лариса Горбач.

В Гомеле прошла конференция, организованная Минздравом, МЧС и Академией наук, которая подытожила 30-летнееизучение последствий Чернобыльской катастрофы. Общий оптимистичный фон иногда омрачался обвинениями в политической ангажированности оппонентов и сетованиями на «радиофобию» населения, сообщает «Ежедневник».

Владимир Бортновский назвал подобные заявления «просто непозволительными». «Мы понимаем, может быть, это его сегодняшнее реноме оппозиционера объясняет такие заявления, потому что мне трудно, зная его как ученого, принять, что это заявление не носит конъюнктурного соображения», — сказал эксперт.

Перечень Заболенаний Утвержденный Министром Здравоохраниния Ссср В 1987 Для Ликвидаторов На Чаэс

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

7 мая 1986 г. было принято Постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС № 524-156 «Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской атомной электростанции».

Через 5 лет после аварии в результате процессов социального усиления чернобыльская проблема выросла до таких масштабов, что потребовалась создать четкую правовую базу по всем категориям пострадавших. Основываясь на Концепции проживания населения в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (одобренной Кабинетом Министров СССР 8 апреля 1991 г.), Совет Министров СССР с участием Советов Министров РСФСР, Украины и Белоруссии разработали проект Закона СССР «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы», который был принят Верховным Советом СССР 12 мая 1991 г.

18 июня 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ № 3061-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Верховного Совета РФ № 3062-1 от 18 июня 1992 г. Закон был введен в действие.

При подготовке Закона вопросы научного обоснования выбранных критериев и оценка экономической возможности выполнения взятых государством обязательств остались без должного внимания. Многие специалисты, международные организации и эксперты предупреждали о негативных последствиях принятия столь низких уровней загрязнения. По их мнению, дозы облучения населения, проживающего в большинстве слабозагрязненных районов, не требовали никакого вмешательства. Последующие годы подтвердили их правоту.

Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

Согласно тому же закону, на получение льгот также могут претендовать и лица, которые задействованы в ликвидации последствий катастрофы на комбинате «Маяк» 1957-1958 гг. либо же занимались реабилитацией территорий, пораженных радиационными загрязнениями в результате выбросов с вышеупомянутого предприятия отходов в реку Теча. Именно эти люди могут получать льготы и денежные компенсации в связи с потерей здоровья при выполнении работ по ликвидации. На что же могут рассчитывать ликвидаторы аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк»?

2. Военные, военнообязанные, которые были привлечены к устранению последствий аварии в зонах отчуждения (ЗО), либо участвовали в военных сборах именно в то время (сюда входят инженеры-техники, летно-подъемный авиационный состав, вне зависимости от мест его дислокации);

Действующим законодательством четко определены категории граждан, которые могут претендовать на льготы, положенные ликвидаторам аварий на Чернобыльской АЭС, а также других радиационных катастроф, в частности на комбинате «Маяк» и реке Теча. Итак, согласно Федеральному закону 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите подвергшихся воздействию радиации граждан после аварии на Чернобыльской АЭС», получать льготы и денежные выплаты могут следующие категории граждан:

Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

Adblock
detector