Новый закон о образовании 2022

Новый закон о образовании 2022

2. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

«35) просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;

Возьмём хотя бы научно-популярные видеоролики на ютубе. Формально они попадают под просветительскую деятельность. Но будет ли государство использовать какие-то механизмы, чтобы контролировать или запрещать такие видеоролики? Вряд ли. Получается, для того, кто их выпускает, ничего принципиально не изменится: раньше он не занимался просветительской деятельностью, а теперь занимается. И всё на этом.

Помимо просветительской деятельности есть ещё образовательная. Самый явный признак, который будет отличать образование от просветительской деятельности, — это необходимость получения лицензии. Лицензию можно получить, если вы используете определённую методику обучения, у вас есть штат преподавателей и образовательная программа, а после прохождения обучения участникам выдаётся документ о повышении квалификации.

Но не всё так грустно — физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица также вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только при соблюдении требований, предусмотренных законом об образовании и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К органам власти требование о соблюдении правил и требований не относится.

Обратите внимание, что в новом понятии перечислены те же элементы, что и в понятии «образование». Получается, что процесс распространения знаний, опыта, умений, навыков, компетенции является просветительской деятельностью, а приобретённые знания, умения, навыки, опыт являются уже образованием.

Новые поправки к закону «Об образовании»: почему они могут поставить крест на просветительской деятельности

Сегодня, 16 марта, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в закон «Об образовании». Он касается ведения просветительской деятельности — теперь делать это можно только с согласования. Поправки вызвали бурную дискуссию в научной среде: ведущие ученые и популяризаторы страны высказывают опасение, что осудить теперь можно будет любого из них. Петицию против них подписало почти 240 тысяч человек. «Собака.ru» рассказывает, что это за документ и какие претензии предъявляют к нему представители научного сообщества.

Вам может понравиться =>  Можно ли возить ребенка на бустере 2022

В ноябре 2022 года группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла в Госдуму законопроект о просветительской деятельности. Несмотря на возмущения ученых и популяризаторов, 16 марта его одобрили в третьем, окончательном чтении.

Каким будет новый закон о просветительской деятельности

Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части введения просветительской деятельности. Он был инициирован депутатами от всех четырех фракций, входящих в Комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, а также сенаторами РФ.

Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели или юрлица при соблюдении требований закона.

Если экзамен по итогам участия в подобном мастер-классе не предусмотрен и участникам выдаётся некий «сертификат», где лишь написано, что они участвовали в таком мероприятии, или ничего не выдаётся, то тут нет образовательной программы. Но такая деятельность может быть признана просветительской, потому что она распространяет знания, умения, опыт и компетенции для профессионального развития или для удовлетворения интересов человека.

Образовательные программы бывают основными и дополнительными. И если в случае с основным образованием обычно не возникает вопросов, есть в конкретном случае образовательная программа или её нет (потому что там требования к программам очень формализованы), то с дополнительным образованием всё сложнее.

Очень уместна была бы мобилизация всего просветительского сообщества. Нельзя исключать, что после того как придушат просветительскую деятельность в вузах, школах и библиотеках, завтра эти же нормы распространяться на те проекты, которые работают на независимых площадках, — резюмировал Лобанов.

Он отмечает, что проект постановление регламентирует просветительскую работу только в учреждениях образования, науки и культуры, но даже в этом случае «мало не покажется» из-за попытки создать серьёзные препятствия для просветительских мероприятий. Например, любой человек, который будет приглашён в вуз, школу, библиотеку, парк культуры или музей, чтобы провести там разовое мероприятие, должен обладать как минимум двухлетним опытом. Как это будет подтверждаться, совершенно непонятно, говорит собеседник NEWS.ru.

Меньше шансов на международное сотрудничество. Некоторые школы в России участвуют в программах международного бакалавриата и в рамках этих программ приглашают иностранных лекторов. Теперь школе придется уведомлять о своем желании специальные органы, согласовывать приглашение и возможно содержание лекций.

Раньше эта деятельность никак не регламентировалась — теперь ее будет контролировать правительство, а просветители должны будут получать лицензию. Пока неизвестно, кто будет ее выдавать, сколько она будет действовать и по каким правилам ее можно будет получить. Скорее всего, это будет сказано в отдельных подзаконных актах.

Вам может понравиться =>  Льготы для многодетной матери одиночки в красноярском крае

Предложено запретить использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ.

Закон вводит такое понятие. В соответствии с ним, это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Хвала науке — ученым слава: Госдума приняла поправки о просветительской деятельности

В частности, законом запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной и иной розни, в том числе посредством «сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Закон должен вступить в силу с 1 июня 2022 года. Петицию против поправок о просветительской деятельности, которую запустил на сайте Change.org астрофизик Сергей Попов, на данный момент уже пописали более 238 тысяч человек. Мы собрали мнения юристов, ученых и популяризаторов науки о том, как эти поправки отразятся на развитии науки и просвещении в нашей стране. Депутат Татьяна Соломатина, с которой удалось связаться, сказала, что пока не готова комментировать итоги голосования.

Закон о Просвещении или цензура государственного образования

То есть просветительская деятельность — это любые активности, направленные на передачу знаний. Закон утверждает, что просветительской деятельностью может заниматься как юридическое, так и физическое лицо, а также ИП. Это означает, что в любой организационно-правовой форме, желая заниматься просвещением, вы подлежите регулированию по новым правилам.

Просвещение по сути своей – целое культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли. Именно просвещение лежит в основе эволюционного развития общества: от тёмного средневековья к целой эпохе Просвещения, от феодализма к капитализму и так далее.

Законопроект о просветительской деятельности от 2022 года гласит, что отныне нельзя использовать просветительскую деятельность, как инструмент для разжигания конфликтов разного типа (на фоне религии, социального, расового, национального или другого характера). Но только если для этого используются недостоверные сведения. Например, перевирается информация о традициях народов, их истории, культуре, национальных чертах и не только. Также, согласно законопроекту, просветительство нельзя использовать, чтобы побуждать население к манипуляциям, что противоречат нормам, указанным в Конституции России.

Закон о просветительской деятельности от 2022 года является поправкой к закону «Об образовании…». Эта поправка была рассмотрена и принята Думой в третьем чтении, и теперь просветительскую деятельность нужно будет вести согласно новым правилам. Рассматриваемые поправки были инициированы депутатами от четырех фракций, которые входят в Комиссию, расследующую случаи вмешательство других государств во внутреннюю политику РФ.

Вам может понравиться =>  Налог на авто для ветеранов труда в саратовской области

Хвала науке — ученым слава: Госдума приняла поправки о просветительской деятельности

«Вся эта обширная деятельность, которая приводит к популяризации науки, основана на творческом порыве, а любая регламентация действий приведет к тому, что проекты будут закрываться: кто-то будет опасаться внешних воздействий, кто-то не предпримет усилий для лицензирования. Мы просто обеднеем».

«В развитии протестной активности в стране сегодня наблюдается очевидные тренд — это приход молодых людей, того поколения, которое выросло на Интернете, степень свободы в котором несопоставимо выше, чем в любом другом медиа-ресурсе, — говорит преподаватель истфака ТГУ, к.и.н Олег Хазанов. — Власть, пытаясь играть и на этом поле, терпит сокрушительное поражение и истерично ищет «виноватых». В качестве таковых у нее оказались на этот раз ученые и преподаватели, которые занимаются образовательной деятельностью вне и помимо официальных структур. Можно уволить профессора из университета, но нельзя уволить его из Интернета) Так давайте примем закон, который сделает его «преступником», как только он откроет рот, не спросив при этом разрешения у государства. Что за этим последует? Думаю, еще большее обострение ситуации в стране. Власть сама нагнетает напряженность в отношении к ее инициативам и, рано или поздно, это обернется против нее самой».

— На основании указа президента Российской Федерации, а также распорядительных актов органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, с 4 по 7 мая объявляются праздничными (выходными) днями. В соответствии со ст. 28 федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации вносят изменения в годовой календарный учебный график на 2022-2022 учебный год в целях реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, — рассказали в пресс-службе.

Президент подписал поправки о просветительской деятельности

Как ранее сообщалось, поправки вводят определение просветительской деятельности. Под ней будет пониматься «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Предполагается, что просветительская деятельность может затрагивать отношения, которые регулирует не только Закон об образовании, но и иные нормативные правовые акты.

По ее словам, «практически невозможно» организовать мероприятие так, чтобы оно не считалось просветительской деятельностью. «Новые правила создают явные препятствия для свободного обмена знаниями и опытом и точно не способствуют повышению уровня профессионализма юристов. Более того, стремление не тратить время на необходимые согласования, трудность согласования обсуждения острых тем могут обусловить преимущественно локальный характер подобных мероприятий и привести к разрозненности внутри юридического сообщества», – полагает Екатерина Тягай.

Adblock
detector