На какой счет восстанавливать удержания и неустойки по контрактам омс

Содержание

1. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Размеры финансовых санкций определены в пунктах 6 – 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ:

Пени и штрафы, поступающие в бюджетные (автономные) учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-10/3788, от 20.09.2012 № 02-06-10/3831, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374, от 17.04.2013 № 02-06-10/13003, от 24.11.2022 № 02-06-10/59651).

Пример

1. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Обоснование вывода:
Учет расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ (в рассматриваемом случае это задолженность по штрафу, предъявленному поставщику) осуществляется с применением счета 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, п. 108 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Зачет встречных требований, учитываемых на счетах бухгалтерского учета по разным кодам финансового обеспечения, производится с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п.п. 146, 147 Инструкции N 174н).
Таким образом, при удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта (договора), из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора), отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 01 730
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
— поступление от поставщика обеспечения по контракту;
2. Дебет 2 209 41 560 Кредит 2 401 10 141
— предъявлена неустойка поставщику за ненадлежащее исполнение контракта (договора);
3. Дебет 3 304 01 830 Кредит 3 304 06 730;
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 41 660
— отражено погашение дебиторской задолженности по доходам в виде штрафных санкций путем удержания из суммы обеспечения исполнения контракта (договора);
4. Дебет 3 304 06 830 Кредит 3 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— отражено уменьшение остатка денежных средств на лицевом счете по КФО «3» при удержании штрафных санкций;
5. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
— отражено поступление доходов в виде штрафных санкций и увеличение остатка денежных средств на лицевом счете в рамках приносящей доход деятельности по КФО «2».

Бюджетным учреждением предъявлен штраф контрагенту за ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту (договору), неисполнение обязательств по контрактам. Взыскание штрафа планируется путем уменьшения размера обеспечения исполнения контракта, подлежащего возврату.
Средства во временном пользовании находятся на лицевом счете учреждения и учитываются в бухгалтерском учете с признаком «3». Данные средства будут удержаны в счет погашения штрафов.
Какими бухгалтерскими проводками перевести их на признак «2»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта (договора), из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора) в бухгалтерском учете расчеты отражаются с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

К сведению:
Как и любой факт хозяйственной жизни, расчет штрафных санкций должен быть оформлен первичным документом (смотрите письмо Минфина России от 29.05.2022 N 02-07-10/31334).
Средства, полученные бюджетным учреждением в виде штрафа по контракту (договору), являются доходами бюджетного учреждения и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 24.11.2022 N 02-06-10/59651).
В целях налогообложения прибыли сумма штрафа за ненадлежащее исполнение контракта (договора) является внереализационными доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Вам может понравиться =>  Повышение пенсии военным пенсионерам в 2022

Здесь же укажем, что не всегда поставщики (подрядчики) согласны с размером выставляемой им неустойки. В случае если на момент предъявления требования по штрафным санкциям размер поступлений не определен ввиду оспаривания исполнения требования со стороны поставщика, критерии признания доходов в полной мере не выполняются. Поэтому до урегулирования требований, предъявленных недобросовестным исполнителям контрактов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, начисление задолженности (расчетов с дебиторами) следует отражать посредством применения счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».

Начисленная сумма пеней, штрафов признается доходом учреждения. При начислении этих сумм до 01.01.2022 применялся счет 0 205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках». Приказом Минфина РФ от 31.03.2022 № 66н данный счет исключен из Инструкции № 174н. Вместо него при отражении таких операций используется счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Принимая во внимание необходимость формирования входящих остатков на 01.01.2022 с учетом перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, отметим, что показатели по счету 0 205 41 «Расчеты по доход от штрафные санкции за нарушение законодательства о закупках» необходимо перенести на счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» с использованием счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (Письмо Минфина РФ от 18.10.2022 № 02-07-10/75014).

Отражение суммы неустойки на счетах бухгалтерского учета.

Объект бухгалтерского учета соответствует определению, установленному ФСБУ «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Сумма полученных штрафных санкций в бухучете признается доходом учреждения (письмо Минфина № 02-07-10/75014 от 18.10.2022). Вот на какой счет отнести неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору у бюджетных учреждений — 0 209 41 000 (приказ Минфина № 66н от 31.03.2022, инструкция № 174н от 16.12.2010). Счет 0 205 41 000, на котором формировались проводки ранее, исключен из инструкции.

  1. Дт 2 209 41 560 Кт 2 401 40 140 — начисление взыскания.
  2. Дт 2 302 26 830 Кт 2 209 41 660 — проводки по удержанию пени из обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: уменьшение сумм взаиморасчетов с поставщиком.
  3. Дт 2 201 11 510 Кт 2 209 41 660 — поступление санкций от поставщика.

Какие проводки использовать

Штрафные санкции применяют в случае нарушения сторонами обязательств по контракту (ст. 12 ГК РФ). Неустойка — сумма, которую нарушитель обязан перечислить пострадавшей стороне при ненадлежащем исполнении или полном неисполнении контрактных обязательств (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Обязательный бухгалтерский учет неустойки по контракту ведут оба контрагента — должник и кредитор.

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. О том, как обращаться в суд, мы писали. Обратите внимание, что с 1 января 2022 суды принимают иски в электронном виде через систему «Мой арбитр». Подписывать документы нужно квалифицированной электронной подписью.

Обеспечение не вернут

У поставщика есть десять дней, чтобы устранить нарушения. Если он этого не сделал, то решение вступает в силу (ч. 13 ст. 95). После этого заказчик отправляет информацию о расторжении в РНП. Для заказчика передача данных в реестр — обязанность. Если есть основание включить поставщика в реестр, а заказчик этого не сделает, его ждет штраф.

​Через суд

Не позже трех рабочих дней с момента, когда контракт расторгнут, заказчик отправляет в ФАС сведения о поставщике. Это можно сделать через ЕИС, бумажным или электронным письмом. Заказчик подписывает документ собственноручно или квалифицированной электронной подписью.

Возникновение обязательств по уплате неустойки, ее начисление, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту могут производиться на основании акта о приемке товаров, работ, услуг или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, в которых нужно указать сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов) (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3525).

Возникновение обязательства по уплате неустойки

При предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на них при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ.

Порядок расчетов с исполнителем

Следовательно, размер неустойки и порядок ее оплаты оговариваются автономным учреждением в условиях гражданско-правового договора. Сумма неустойки, как и у бюджетного учреждения, является доходом автономного учреждения.

Вам может понравиться =>  Молодая семья программа 2022 тверь

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Департамент отмечает, что в соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. в обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к поставщику (подрядчику, исполнителю), если иное не предусмотрено контрактом.

Штрафные санкции применяют в случае нарушения сторонами обязательств по контракту (ст. 12 ГК РФ). Неустойка — сумма, которую нарушитель обязан перечислить пострадавшей стороне при ненадлежащем исполнении или полном неисполнении контрактных обязательств (ч. 1 ст. 330 ГК РФ). Обязательный бухгалтерский учет неустойки по контракту ведут оба контрагента — должник и кредитор.

Как вести учет по 44-ФЗ

Сумма полученных штрафных санкций в бухучете признается доходом учреждения (письмо Минфина № 02-07-10/75014 от 18.10.2022). Вот на какой счет отнести неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору у бюджетных учреждений — 0 209 41 000 (приказ Минфина № 66н от 31.03.2022, инструкция № 174н от 16.12.2010). Счет 0 205 41 000, на котором формировались проводки ранее, исключен из инструкции.

Какие проводки использовать

  1. Дт 2 209 41 560 Кт 2 401 40 140 — начисление взыскания.
  2. Дт 2 302 26 830 Кт 2 209 41 660 — проводки по удержанию пени из обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: уменьшение сумм взаиморасчетов с поставщиком.
  3. Дт 2 201 11 510 Кт 2 209 41 660 — поступление санкций от поставщика.

Письмо Минфина России от 22.10.2022 № 02-08-10/60706
… условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании статьи 313 Гражданского кодекса, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по указанному контракту своих обязательств по уплате неустойки государственный (муниципальный) заказчик начисляет на основании требования об уплате неустойки задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) и осуществляет ее оплату за поставщика (подрядчика, исполнителя) из средств, подлежащих выплате поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с приемкой поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.

Из буквального толкования Письма, можно сделать вывод, что Пени могут удерживаться и из суммы, причитающейся исполнителю за, непосредственно, исполнение контракта и из суммы обеспечение (последнее вообще очевидно вытекает из природы обеспечения контракта).

Однако, опять же, в связи с отсутствием в законе непосредственных указаний на этот счет, юридически верным будет просто указать на возможность такого удержания в требованиях об уплате пени (штрафов и т.д.), которые Вы в любом случае обязаны направить — ч. 6 ст. 34 44-ФЗ (аналогично для всех остальных):

В п. 3 ст. 41 БК РФ неустойка поименована в составе неналоговых доходов бюджета от мер ответственности за нарушение условий гражданско-правовой сделки. Суммы, полученные казенным учреждением, соответственно подлежат зачислению в доход бюджета.

2.2.1. зачисление средств от поставщика непосредственно на счет администратора (04).

  • уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении доходов. Основанием является Извещение ф. 0504805, направленное администратору доходов:
    Д-т (КДБ) 1. 304.04 (140)
    К-т (КДБ) 1. 303.05. (730)
  • поступление доходов в бюджет. Основанием является Извещение, полученное от администратора кассовых поступлений:
    Д-т (КДБ) 1. 303.05. (830)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)

2.2.2. зачисление средств с лицевого счета получателя бюджетных средств.

  • зачисление на лицевой счет учреждения от поставщика (подрядчика):
    Д-т (КРБ) 1. 304.05 (ХХХ)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
    В «1С»: документ «Кассовое поступление».
  • перечисление полученных сумм с лицевого счета получателя бюджетных средств на счет администратора доходов:
    Д-т (КДБ) 1.303.05 (830)
    К-т (КРБ) 1.304.05 (ХХХ)
    В «1С»: документ «Заявка на кассовый расход».
  • уведомление администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении доходов. Основание – Извещение ф. 0504805, направленное администратору доходов:
    Д-т (КДБ) 1. 304.04 (140)
    К-т (КДБ) 1. 303.05. (730)

Корреспонденции в бюджетном (автономном) учреждении.

2.1.1. зачисление средств непосредственно на счет администратора (04).

  • наличных из кассы:
    Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
    К-т (КИФ) 1. 210.03. (610) / 17.30 (610)
    или
  • безналичных от поставщика (подрядчика):
    Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
    В «1С»: документ «Кассовое поступление».
Вам может понравиться =>  Надбавка к пенсии инвалидам 2 группы после 80 лет

2.1.2. зачисление средств в доход с отражением «транзитом» на счете ПБС (03) в качестве восстановления кассового расхода.

  • Финансовые претензии заказчика равны сумме обеспечения. Но при этом заказчик не разрывает контракт, а после подписания акта-приемки оплачивает товар или работы. Поставщик не попадает в РНП.
  • Заказчик разрывает контракт в одностороннем порядке и забирает обеспечение, если обе возможности прописаны в контракте. Поставщик попадает в РНП.

Обеспечение вернут частично

У поставщика есть десять дней, чтобы устранить нарушения. Если он этого не сделал, то решение вступает в силу (ч. 13 ст. 95). После этого заказчик отправляет информацию о расторжении в РНП. Для заказчика передача данных в реестр — обязанность. Если есть основание включить поставщика в реестр, а заказчик этого не сделает, его ждет штраф.

​Через суд

  • Исполнен без претензий.
  • Расторгнут по соглашению сторон, но не в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств.
  • Исполнен, у заказчика есть финансовые претензии, но поставщик оплачивает штраф или пени не из суммы обеспечения.
  • Разорван в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком его обязательств, но заказчик не выставляет финансовые претензии. Заказчик включает исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), не оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Государственными контрактами предусматривается ответственность сторон как в виде штрафа (разового платежа, который теоретически может взыскиваться за каждое предусмотренное договором нарушение), так и в виде пени.

Если же заказчик настаивает на своей правоте, не соглашается уменьшить сумму неустойки (а некоторыми контрактами прямо запрещено внесудебное уменьшение неустойки), тогда исполнитель может либо простить заказчику деньги, либо обратиться в суд.

Удержание неустойки из оплаты или обеспечения

Особенно несправедливыми были случаи, когда исполнитель выигрывал конкурс, на который был выставлен «сводный» лот, по которому оказание услуг, например клининговых или услуг по обслуживанию, предполагалось на нескольких объектах заказчика. В моем случае это были школы.

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2022, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2022).

Расчет неустойки для заказчика

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

Возникновение обязательства исполнителя по выплате неустойки, которое не является основным обязательством, возникает из ненадлежащего исполнения или неисполнения основного обязательства, предусмотренного контрактом.

Минэкономразвития России высказывало и противоположную позицию. Неустойку можно уплатить из средств банковской гарантии, если условия ее выдачи не предусматривают иное. Когда заказчик возвращает внесенные в качестве обеспечения средства, он удерживает неустойку в случае неисполнения обязательств по контракту (Письма Минэкономразвития России от 15.02.2022 N Д28и-416, от 14.10.2022 N Д28и-3055).

По вопросу о возможности оплаты неустойки по государственному (муниципальному) контракту за счет средств банковской гарантии Минэкономразвития России дало соответствующие разъяснения в Письмах от 27.01.2022 N Д28и-349, от 16.01.2022 N Д28и-65.

Пунктом 15 данного Постановления разъяснено, что с учетом положений части 2 статьи 9 АПК РФ, если стороны при заключении мирового соглашения прямо не оговорили в нем иные правовые последствия для соответствующего правоотношения (включающего как основное обязательство, из которого возникло заявленное в суд требование (требования), так и дополнительные), такое соглашение сторон означает полное прекращение спора, возникшего из этого правоотношения. В связи с этим последующее выдвижение в суде новых требований из того же правоотношения, независимо от того, возникло такое требование из основного либо из дополнительного обязательства, не допускается.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, подрядчику в удовлетворении встречного иска отказано. Производство по первоначальному иску прекращено в связи с отказом истца от иска.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ признала правильным применение судами первой и апелляционной инстанций к обстоятельствам рассмотренного спора пункта 1 информационного письма Президиума ВАС РФ N 65.

Adblock
detector