Земля многодетным судебная практика

Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 29 мая 2012 г. № 918-0 и от 25 февраля 2013 г. № 193-0 обратил внимание на то обстоятельство, что федеральный законодатель и законодатель субъекта Российской Федерации располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении вопроса, изложенного в абзаце втором пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, что предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства с последующим их предоставлением в собственность бесплатно направлено на реализацию конституционного права иметь землю в частной собственности.

установила Законом Ярославской области от 27 апреля 2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», опубликованном в официальном печатном издании в мае 2007 года «Губернские вести», № 29, урегулированы отдельные вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных Горбунцовой О.В. требований суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое правовое предписание принято законодательным органом Ярославской области в пределах компетенции и полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, а также законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права и законные интересы заявителя не нарушает.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у суда кассационной инстанции не имеется. Доводы кассационных жалоб и обстоятельства, на которые ссылаются кассаторы в их обоснование, выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут служить основанием к отмене в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления. Эти доводы по существу являлись предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка, дополнительного правового аргументирования доводов ответчиков кассационные жалобы не содержат.

Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что требования истицы Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области не признает, поскольку предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства в собственность или в аренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст.30.1 ЗК РФ. Земельный участок по в г.Липецке, о предоставлении которого просила истица, не является объектом земельных отношений, поскольку не сформирован, его границы не удостоверены в установленном законом порядке.

Так, статья 2 данного Закона определяет следующие понятия: многодетная семья — лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее — одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц); члены многодетной семьи — супруги либо одинокая(ий) мать (отец) и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы); заявитель — один из родителей, усыновитель, отчим (мачеха), представляющий интересы членов многодетной семьи в отношениях, регулируемых настоящим Законом; также указывает, что в составе многодетной семьи не учитываются дети: находящиеся на полном государственном обеспечении; в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; в отношении которых отменено усыновление; находящиеся под опекой и попечительством, в том числе дети, находящиеся в приемных семьях.

Текст итогового документа

Заявители считали, что предоставление земельного участка в порядке статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации является мерой социальной поддержки для многодетной семьи и, следовательно, понятие «многодетная семья», сформулированное в Законе Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», должно распространять своё действие на отношения, регламентированные оспариваемым Законом Московской области.

Вам может понравиться =>  Могут Ли Приставы Открывать Шкафы При Наложении

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приведённым положениям Конституции Российской Федерации, обусловливающим необходимость обеспечения на основе общепринятых в социальных государствах стандартов родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования Конвенции о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни обязывает подписавшие её государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (пункт 2 статьи ЗКонвеннции).

Многодетная семья Тульской обл. не может построить дом на земельном участке, предоставленном в рамках указа президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» с 2013 года! Подала в суд: первая и вторая инстанция проиграны, т.к. суды ссылаются на позицию Верховного суда РФ в определении от 19.04.2022 г. №69-КГ17-2, на принцип разделения властей, что только местные власти утверждают бюджет и никто не может нарушить их конституционное право.

Вам нужно добиваться исполнения решения суда первой инстанции и в установленные для исполнения решения суда — 2 месяца, сроки требовать от Администрации и приставов исполнения решения суда, обжаловать действия (бездействие) приставов.

У Вас что прокурор просил, то суд ему и удовлетворил частично. Прокурору нужно было просить суд построить дорогу, проложить сети водоснабжения и водоотведения, обеспечить прокладку сетей электроснабжения, то есть требования должны быть более конкретными.

Здравствуйте. получили отказ в постановке в очередь на земельный участок ля многодетных.из-за продажи купленной за свои средства дачи 6 соток в МО. Можно через суд обжаловать решение или нет шансов встать в очередь на бесплатный участок.

Семье не дали землю, так как она проживает на территории Московской области менее 5 лет. Но многодетным родителям удалось доказать в суде, что они фактически проживают в регионе более 5 лет. Суд учел именно срок фактического проживания в Московской области, в том числе и без постоянной регистрации, и обязал предоставить местные власти земельный участок многодетной семье (Апелляционное определение Московского областного суда от 26 октября 2022 года по делу № 33а-29564/2022).

Многодетным родителям отказали в предоставлении бесплатного земельного участка из-за отсутствия регистрации в Московской области в течение 5 лет

Многодетная семья обратилась к местным властям с целью постановки на очередь для получения земельного участка. В 2012 году их поставили на очередь, а уже через 4 года было принято решение о предоставлении земли, семья получила соответствующее уведомление. Но через два месяца родителям от чиновников было направлено еще одно письмо, где было указано, что землю не предоставят, так как старшему ребенку исполнилось 23 года. Родители посчитали такие действия властей незаконными, и обратились в суд.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Согласно п. 2.8.5 Административного регламента при обращении за получением государственной услуги представляется, в том числе документ о регистрации детей, с учетом которых предоставляется государственная услуга, по месту жительства в городе Москве.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой ЕВ., объяснения Горбунцовой О.В., ее представителя по ордеру Титова А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Ярославской областной Думы по доверенности Красновой О.М и представителя Губернатора Ярославской области по доверенности Вошатко А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Анишиной В.И судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д при секретаре Дарькине АО рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбунцовой О В о признании недействующими отдельных положений Закона Ярославской области от 27 апреля 2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности» по апелляционной жалобе Горбунцовой О.В. на решение Ярославского областного суда от 18 июня 2022 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.

Вам может понравиться =>  Амнистия 228 ч 2 2022

Заявитель полагала, что оспариваемое положение, согласно которому многодетная семья, переставшая состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях граждан, теряет право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено право семей, имеющих трех и более детей, получить жилое помещение по договору социального найма и земельный участок в собственность бесплатно.

В пункте 3 части 3 статьи 3 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ установлено, что у многодетной семьи право на бесплатное предоставление земельных участков возникает при условии, если на дату подачи заявления «трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области».

Решение Московского областного суда от 7 августа 2012 г. по делу N 3-94/12 (ключевые темы: дети — многодетная семья — меры социальной поддержки — возраст 18 лет — выделение земельного участка)

Таким образом, нормативный правовой акт, положения которого оспариваются, был принят в пределах компетенции органов государственной власти Московской области. Порядок принятия и опубликования данного нормативного правового акта заявителями не оспаривается.

ГАРАНТ:

Представители Московской областной Думы Мерцалова Т.С. и Губернатора Московской области — Долгова О.Г. требования заявителей не признали и пояснили, что оспариваемый Закон Московской области принят в пределах компетенции органов государственной власти Московской области, в оспариваемой части не противоречит федеральным законам или иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов заявителей. Представителями заинтересованных лиц представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 290 — 292, 293 — 298, 299 — 301).

. истец в очередной раз обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: , переулок Лагерный, 2, площадью 250 кв. м., в собственность для индивидуального жилищного строительства. Была заказана геодезическая съемка, сформирована схема, координаты и ситуационный план, из которых видно, что площадь земельного участка составляет 1500 кв. м.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

2 обратилась в суд с иском, в обосновании которого указала, что является многодетной матерью. Ее многодетная семья принята на учёт на получение земельного участка в порядке очерёдности в соответствии с полномочиями и Министерства имущественных отношений . Номер в очереди 1325.

б) федеральные земельные участки — многодетной семье, отвечающей в совокупности следующим условиям: члены многодетной семьи постоянно проживают в ; членам многодетной семьи не предоставлялись в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом от N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Многодетные семьи имеют право на получение бесплатного участка в соответствие со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ. Для этого подается заявление в местную администрацию или через МФЦ, подтверждается статус многодетной семьи и нуждаемость в улучшении жилищных условий. Участок могут выделить сразу, либо поставить семью в очередь. В зависимости от возможностей региона или муниципалитета, ждать выделения участка можно несколько лет.

Кому положена выплата 250 тысяч вместо земельного участка

Многодетные семьи имеют право на получение бесплатного участка из государственного или муниципального земельного фонда. Для этого необходимо подать заявление в местную администрацию, встать в очередь на участок. Регионы могут принимать нормативные акты, предусматривающие выплату компенсации вместо участка, если многодетная семья еще не получила его. Размер выплаты также может отличаться для разных субъектов РФ, но, как правило, составляет 250 тыс. рублей.

Как многодетным получить деньги вместо земли в 2022 году

Статус многодетной семьи подтверждается свидетельствами о рождении на трех и более несовершеннолетних детей, либо справкой соц. защиты. Также семья должна подтвердить нуждаемость в улучшении жилищных условий. Для этого в собственности или соц. найме не должно быть квартир и домов, либо нужно подтвердить несоответствие по социальной норме жилья (обычно это от 12 до 15 кв. м.).

С учетом изложенного, Судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истцов, поскольку истцы знали о частичном отсутствии инфраструктуры к земельному участку, расположенному по адресу: , участок 144, а также о том, что за счет бюджетных средств инфраструктура к земельному участку подводиться не будет. При этом согласились заключить договор аренды земельного участка на указанных в нем условиях.

В соответствии с п.4 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро — и газоснабжения поселений.

В соответствии с данной нормой органы местного самоуправления муниципального района ответственны только за организацию соответствующих коммуникаций между поселениями в границах района. Строительство объектов инфраструктуры к конкретному земельному участку не входит в полномочия района.

Вам может понравиться =>  Критерии усн в 2022 году

Заявитель вправе выбирать участок только из утвержденного перечня. (Определение судебной коллегии по гражданским делам ВОС от 04.03.2022 г. Дело № 33 – 273/2022 год) Необходимо учитывать, что ст. 2 Закона Владимирской области 11-ОЗ определены условия, при которых многодетная семья приобретает право на бесплатное получение в собственность земельного участка: Семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма согласно ст .51 ЖК РФ и быть зарегистрированной по месту жительства на территории Владимирской области не менее трех лет, при этом дети должны проживать совместно с родителями.

1. Предоставление участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов

1) земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными со дня вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 «О собственности в СССР» и до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, предоставлены в аренду либо находятся в их фактическом пользовании, но права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы;

2. Предоставление участков многодетным семьям

4) земельный участок предоставляется для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства или работы однократно работникам сельскохозяйственных организаций или социальной сферы села, проживающим в сельской местности не менее 3 лет и имеющим обеспеченность жилой площадью ниже социальной нормы площади жилья во Владимирской области. Если в составе семьи имеются несколько работников сельскохозяйственных организаций или социальной сферы села, удовлетворяющих требованиям абзаца 1 настоящего пункта, земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется одному из работников (члену семьи);

Общий размер приобретаемой вами жилплощади не должен быть меньше нормы предоставления — 18 квадратных метров на каждого человека, указанного в учетном деле. В исключительных случаях можно приобрести жилье меньшей площади, но тогда семья должна предоставить заявление о снятии с жилищного учета.

В России, согласно Земельному кодексу, многодетные семьи имеют право на получение земельного участка для строительства жилья. Так как не во всех субъектах Федерации это возможно, предоставление земли может быть заменено другой мерой поддержки. В Москве это компенсационная выплата для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

1. Что такое компенсационная выплата на жилье многодетным семьям?

  • в дополнение к имеющейся жилплощади (если при определении размера компенсационной выплаты учитывается имеющееся у вас жилье);
  • с освобождением ранее занимаемой жилплощади (если при определении размера компенсационной выплаты занимаемая вами жилплощадь не учитывается).

Изучив Семейный кодекс РФ можно выяснить, что «…ребенком в стране признается лицо, не достигшее 18 лет». В пункте 1 статьи 28 Гражданского кодекса РФ уточнено, что «…малолетним ребенком считается лицо, которое не достигло 14 лет».

Библиографическое описание:

Многие из числа граждан РФ, имеющих статус многодетных семей, могут подумать, что если земля (далее – земельный участок) и древесина предоставляются государством «бесплатно», то реализовать свое право возможно и без финансовых вложений.

В Хабаровском крае согласно региональному закону № 159 «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Хабаровского края» на строительство дома раз в жизни выделяют 150 кубов на одну семью или на одиноко проживающего гражданина при наличии собственного земельного участка, предназначенного под индивидуальное жилищное строительство, разрешения на строительство и регистрации в регионе.

  1. 4. Помимо случаев, установленных законодательством Российской Федерации, однократно бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства в размерах, установленных пунктом 3 настоящей статьи, для соответствующих целей следующим категориям граждан:
  2. а) лица, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (малоимущие граждане);
  3. б) инвалиды;
  4. в)граждане, имеющие трех и более детей;
  5. г) лица, усыновившие (удочерившие) одного или двух детей либо являющиеся приемными родителями.

Заявитель не перестанет иметь статус многодетной семьи после развода, если дети останутся с ним, и если он не будет сниматься с регистрационного учета, то не перестанет быть нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Право на получение статуса имеют оба родителя, находящиеся в зарегистрированном браке. Родитель, воспитывающий детей в одиночку или с которым они проживают после распада брачного союза также вправе претендовать на него.
Исполнительные власти конкретного муниципалитета вправе решить вопрос при ситуации, когда брачный союз распался. Чаще всего многодетным признается родитель, с которым после расторжения брака совместно проживают трое и более детей. Если по решению судебной инстанции или по согласию отца и матери место жительства детей определено с обоими родителями, например, двое будут проживать с матерью, а один— с отцом, то в таком составе семьи не смогут быть признаны многодетными.
То есть, данный вопрос разрешается местными органами власти в регионах именно с учетом всего вышеизложенного, это подтверждается судебной практикой и положениями рассматриваемого Закона. Статуса многодетной семьи Вас не должны лишать и, соответственно, с очереди снимать также не должны.

Adblock
detector