Основные Средства В Бюджетном Учете В 2022 Году

Переход на применение ФСБУ 6/2022: ответы на частые вопросы

Для этого из первоначальной стоимости недвижимого имущество необходимо отнять суммы накопленной амортизации и обесценения. К получившемуся результату требуется прибавить стоимость всех последующих капитальных вложений, связанных с улучшением или восстановлением недвижимости (письмо Минфина от 22.12.2022 № 03-05-05-01/112530).

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2022 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2022 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

Налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, учитываемых на балансе в качестве ОС, признается балансодержатель недвижимого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ). Если такая недвижимость учитывается одновременно как на балансе организации (на праве собственности), так и на балансе ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то плательщиком налога признается собственник этих объектов недвижимого имущества (письмо Минфина от 22.12.2022 № 03-05-05-01/112530).

Исключением из данного правила являются организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухотчетность. Такие организации вправе применять ФСБУ 6/2022 перспективно. То есть только в отношении ОС, созданных или приобретенных уже после начала применения нового стандарта (п. 51 Стандарта).

Все зависит от характеристик данных запчастей. Если такие запчасти предназначены для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, то они учитываются в качестве ОС (п. 4 Стандарта). Если срок их использования меньше 1 года, то они относятся к запасам.

Новый ФСБУ 6/2022: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

На предприятии может присутствовать инвестиционная недвижимость (это недвижимость, предназначенная для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости) ее переоценка проводится на каждую отчетную дату (закреплено в п. 21 и п. 22 ФСБУ 6/2022). При этом обратите внимание, что амортизация по ней не начисляется.

В п. 23 ФСБУ 6/2022 указано, что накопленная по ОС дооценка (при наличии) корректируется на сумму изменения его первоначальной стоимости; причем величина такой корректировки включается в состав совокупного финансового результата без включения в прибыль (убыток). Если уменьшение первоначальной стоимости объекта ОС в соответствии с настоящим пунктом приводит к тому, что балансовая стоимость данного объекта становится равной нулю, то дальнейшее уменьшение величины оценочного обязательства включается в финансовый результат деятельности организации в качестве дохода. Кратко это выглядит таким образом по ОС, учитываемым по переоцененной стоимости, по сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» корреспондируем со сч. 83 и (или) 91 «Прочие доходы и расходы».

ретроспективный п. 48 ФСБУ 6/2022, то есть применение Стандарта с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Данный способ позволяет формировать максимально точную информацию об объектах учета с сопоставлением показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие годы. Для применения такого способа необходимо помнить о рациональности бухгалтерского учета. Требование о рациональности прописано в Приказе Минфина России от 06.10.2008 № 106н, напомню его, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Как Вы уже знаете с 01 января 2022 года необходимо всем коммерческим, некоммерческим предприятиям и ИП вести учет основных средств (далее по тексту ОС) по-новому в связи со вступлением Приказа Минфина России от 17.09.2022 N 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2022 «Основные средства» и ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения».

4. Первоначальную цену ОС изменяет величина оценочного ликвидационного обязательства (это обязательства рисков и неопределенностей, а также достаточно вероятных будущих событий). Не забудьте, что изменения подтверждается документально. Сч. 01 не трогаем, сальдо не корректируется.

ФСБУ «Основные средства» и; «Капитальные вложения»: разбираем изменения в; учёте

Ещё одно новшество связано с порядком учёта «малоценных ОС»: их стоимость должна относиться непосредственно на расходы, тогда как прежним порядком было предусмотрено их отражение в составе запасов. Впрочем, уже с 2022 года отнесение таких активов к запасам противоречит п. 3 ФСБУ 5/2022, поэтому применять п. 5 ПБУ 6/01 в этой части не следует.

В отношении основных средств можно не пересчитывать сравнительные показатели, а произвести единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчётного периода. В отчётности корректировка будет отражена на конец периода, предшествующего отчётному. Например, если организация решает перейти на применение новых стандартов с 2022 года, то в отчётности за 2022 год ещё нужно применять старые правила, а в отчётности за 2022 год нужно будет отразить единовременную корректировку путём изменения данных на 31 декабря 2022 года.

Минфин утвердил два новых стандарта — ФСБУ 6/2022 «Основные средства» и ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения». Они применяются с отчётности за 2022 году, но уже в 2022 году можно работать по ним добровольно. Между ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и новыми правилами есть значительные различия. Рассмотрим основные из них.

  • можно определять величину капвложений (т.е. по сути стоимость основных средств) только в суммах, подлежащих уплате поставщику (подрядчику). В этом случае иные расходы, связанные с осуществлением капвложений, относятся на финансовый результат текущего периода;
  • не учитывать скидки, премии и т.п., то есть отражать в составе капвложений суммы, предусмотренные соответствующими договорами;
  • не дисконтировать затраты, осуществлённые с продолжительной отсрочкой (рассрочкой);
  • при оплате капвложений неденежными средствами оценивать их по балансовой стоимости переданных имущества, работ, услуг, без определения справедливой стоимости (однако в случае безвозмездного получения активов определять их справедливую стоимость все равно обязательно);
  • не отражать изменение оценочного обязательства, включённого в стоимость ОС, как изменение первоначальной стоимости ОС. Отметим, что организации, применяющие упрощённый учёт, чаще всего в принципе не признают оценочные обязательства в силу п. 3 ПБУ 8/2010, и это снимает вопрос об их изменении;
  • не проверять основные средства и капвложения на обесценение;
  • не раскрывать значительную часть информации в бухотчётности.

В конце 2022 года Минфин России утвердил два новых стандарта для учета основных средств и капвложений. Все обязаны использовать их с 2022 года, но разрешено досрочное применение уже в 2022 году. Рассмотрим, чем отличаются положения этих стандартов от прежних норм.

Учетная политика на 2022 год

Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

Также разрешается по выбору организации применение привычного способа начисления амортизации. Начало — с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете, окончание — с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта.

  • применение ФСБУ 6/2022 перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения ФСБУ 6/2022, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета);
  • не применение порядка корректировки первоначальной стоимости основного средства в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта основных средств и восстановлению окружающей среды, предусмотренный стандартом;
  • отказ от проверки основных средств на обесценение и учета изменений их балансовой стоимости вследствие обесценения.

Ретроспективное применение означает, что стандарт как будто бы применялся всегда. Но если компания не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, ретроспективный способ не может применяться (п. 15 ПБУ 1/2008).

  • Арендодателю нужно отразить:
    • порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
    • при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2022).
  • Арендатору:
    • порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
    • порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2022).

Прежний вариант возможен по решению руководства фирмы, но законодатель употребляет термин «допускается» (п. 33). Из сказанного ясно, что подобное допущение является исключением из правила и его нужно обосновать в ЛНА. Расчет амортизации приостанавливают в одном случае: если ликвидационная стоимость выше балансовой или с ней сравнялась. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость окажется меньше, чем по балансу, амортизационные начисления надо возобновить.

Исчислять амортизацию теперь нужно с дня принятия объекта к учету в БУ, а не с начала следующего за этим событием месяца. Останавливают начисление по аналогичному принципу – от дня списания с бухгалтерского учета, а не с начала последующего месяца, как раньше.

На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

Если СПИ определяется временем, когда ОС экономически эффективно, используют линейный способ либо способ уменьшаемого остатка. Линейный способ хорошо известен бухгалтерам, однако здесь придется учитывать фактор ликвидационной стоимости. Амортизацию отчетного периода определяют разницей балансовой и ликвидационной стоимости, разделенной на остаток СПИ.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

Вам может понравиться =>  Патентная Система Налогообложения В 2022 Году Для Ип Нижегородская Область Стоимость

Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Хотите лучше разбираться в стандартах бухгалтерского учета? Взгляните по-новому на финансовое образование и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом». Теперь международный сертификат и, главное, – глубокое понимание финансов в бизнесе доступны всем. Инвестируйте в себя! Обучение на русском. Сертификаты на английском. Подробнее

Однако для того, чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться этой нормой, также необходимо получить заключение компетентных служб организации. Как было упомянуто ранее, ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками и (или) заключениями от технических специалистов.

Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.

б) изменен порядок отражения изменений величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта основных средств и восстановлению окружающей среды, учтенной в первоначальной стоимости этого объекта. Изменение такой величины (без учета процентов) увеличивает или уменьшает первоначальную стоимость объекта. При этом если объект учитывается по переоцененной стоимости, то накопленная по нему дооценка (при наличии) корректируется на сумму изменения его первоначальной стоимости; величина такой корректировки включается в состав совокупного финансового результата без включения в прибыль или убыток (ранее – изменение величины оценочного обязательства относилось на финансовый результат периода и не изменяло первоначальную стоимость и результат дооценки основного средства);

Введены обязательная проверка основных средств на обесценение и учет изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения. Эти проверка и учет ведутся в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28 декабря 2022 г. № 217н.

в) перечень случаев выбытия объектов основных средств и его неспособности приносить организации экономические выгоды в будущем дополнен такими случаями, как: истечение нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации его, в результате чего его использование организацией становится невозможным; прекращение организацией деятельности, в которой использовался этот объект, при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности; передача в неоперационную (финансовую) аренду; передача некоммерческой организации (ранее – не формулировались).

б) не приостанавливается в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств (ранее – приостанавливалось при консервации объекта на срок более трех месяцев, а также на период восстановления объекта, продолжительность которого превышала 12 месяцев);

5) для способа амортизации пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) введен запрет определять сумму амортизации за отчетный период на основе величины поступлений (выручки или иного аналогичного показателя) от продажи продукции (работ, услуг) производимой (выполняемых, оказываемых) с использованием данного основного средства (ранее – запрет не формулировался).

Так, с 20.11.2022 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.

Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2022 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2022 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.

До внесения конкретных изменений в Порядок N 85н существовали различные точки зрения по поводу отражения расходов на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях через командируемых подотчетных лиц. Речь идет о таких расходах спортсменов как: затраты на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях в случаях, когда денежные средства выдаются не им «на руки», а сопровождающему, который является командируемым сотрудником и подотчетным лицом учреждения. Сомнения развеяны и теперь в нормативном документе четко прописано, что такие расходы следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Кстати, по этому же КВР отражаются затраты, связанные с платой, взимаемой оператором электронной площадки.

С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.

Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.

Учетная политика на 2022 год

При применении способа уменьшаемого остатка организация должна определить формулу расчета суммы амортизации для (п. 35 ФСБУ 6/2022). При этом формула должна обеспечивать систематическое уменьшение этой суммы по мере истечения срока полезного использования этого объекта.

  • применение ФСБУ 6/2022 перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения ФСБУ 6/2022, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета);
  • не применение порядка корректировки первоначальной стоимости основного средства в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта основных средств и восстановлению окружающей среды, предусмотренный стандартом;
  • отказ от проверки основных средств на обесценение и учета изменений их балансовой стоимости вследствие обесценения.
  • Арендодателю нужно отразить:
    • порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
    • при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2022).
  • Арендатору:
    • порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
    • порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2022).

Существенность зависит от характера или количественной значимости информации либо от того и другого. Организация оценивает, является ли информация (взятая в отдельности либо в совокупности с другой информацией) существенной в контексте финансовой отчетности, рассматриваемой в целом (МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»).

Только арендаторы вместо ретроспективного пересчета, могут по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего переходу, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.

  • либо списаны в периоде прекращения эксплуатации без перспектив дальнейшего использования и продажи ( п. 41 ФСБУ 6/2022);
  • либо переклассифицированы . ОС переклассифицируют в долгосрочные активы к продаже, если они способны принести экономические выгоды (доход) в будущем посредством продажи. В редких случаях неиспользуемые ОС могут быть переведены в состав запасов.

Для такой корректировки балансовой стоимости объектов ОС считается их первоначальная цена (с учётом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2022 согласно ранее применявшейся учётной политике, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2022 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося СПИ, определённого по данному стандарту .

Начисление амортизации прекращается с даты списания объекта ОС с бухгалтерского учёта. Но если он установлен в учётной политике таким образом, что амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания ОС, то она прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта ОС ( подп. «б» п. 33 ФСБУ 6/2022, п. 7 ПБУ 1/2008).

Использовать новый стандарт обязаны все коммерческие и некоммерческие организации. Исключение закон делает только для бюджетников (п. 2 ФСБУ 6/2022). Малые предприятия, которые ведут упрощённый бухгалтерский учёт, тоже обязаны перейти на новый стандарт, но могут не применять отдельные его положения (п. 3 ФСБУ 6/2022).

  • скорректировать остатки по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы», 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» и другим связанным счетам на дату начала применения нового стандарта таким образом, как если бы он применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни;
  • при составлении бухгалтерской отчётности за первый отчётный период применения ФСБУ 26/2022 пересчитать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчётному, которые отражаются в этой отчётности.

Законодатели ввели шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что входит в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни, то есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 гл. 2 Приказа № 209н.

Кроме того, чиновники уточнили, что при отражении расходов на ФОТ осужденных, трудоустроенных в учреждениях ФСИН РФ допустимо использовать увязку КВР 111 с подстатьей 211. При выплате пособий за первые три дня больничного в пользу указанной группы трудящихся применяют увязку КВР 111 и подстатью 266.

Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.

Вам может понравиться =>  Могут Ли Отнять Дом За Долги Перед Банком За Ипотеку

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение и оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

Бюджетный учет основных средств

Какие основные понятия содержит стандарт? Каков порядок учета основных средства в учреждениях в соответствии с этим стандартом? Как определятся первоначальная стоимость ОС? Какие новые положения по начислению амортизации включены в стандарт? Как должно учитываться выбытие ОС и каков порядок раскрытия информации о них в отчетности?

В III разделе Стандарта принятие к учету основных средств в учреждениях обозначено понятием «признание». Это не меняет сущности представленных в нем положений, которые отчасти схожи с некоторыми положениями Инструкции № 157н. Рассмотрим основные моменты данного раздела.

Основные средства – материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, в том числе находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также для представления в рамках арендных отношений, в том числе инвестиционная недвижимость.

Приобретение ОС в результате обменных операций. Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в результате обменных операций или созданного учреждением, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом НДС, предъявленного поставщиками.

Необменные операции – это операции, в ходе которых получение (передача) активов происходит без получения взамен других активов (денежных и материальных). Другими словами, это получение (передача) активов безвозмездно или по незначительным ценам по отношению к рыночной цене.

ФСБУ «Основные средства» и; «Капитальные вложения»: разбираем изменения в; учёте

  1. Оценить по справедливой стоимости передаваемых имущества, имущественных прав, работ, услуг.
  2. Если первый вариант невозможен — оценить по справедливой стоимости полученных имущества, имущественных прав, работ, услуг.
  3. Если оба варианта невозможны, в качестве затрат на приобретение принимается балансовая стоимость переданного имущества, фактические затраты на выполнение работ или оказание услуг.

В отношении основных средств можно не пересчитывать сравнительные показатели, а произвести единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчётного периода. В отчётности корректировка будет отражена на конец периода, предшествующего отчётному. Например, если организация решает перейти на применение новых стандартов с 2022 года, то в отчётности за 2022 год ещё нужно применять старые правила, а в отчётности за 2022 год нужно будет отразить единовременную корректировку путём изменения данных на 31 декабря 2022 года.

Состав затрат, включаемых в стоимость капвложений, не изменился по сравнению с нормами ПБУ 6/01. Однако теперь в их перечне прямо указано оценочное обязательство, возникшее при осуществлении капвложений. Раньше мы понимали, что его следует включать в стоимость ОС, из п. 8 ПБУ 6/01, п. 5, 8 ПБУ 8/2010.

  • можно определять величину капвложений (т.е. по сути стоимость основных средств) только в суммах, подлежащих уплате поставщику (подрядчику). В этом случае иные расходы, связанные с осуществлением капвложений, относятся на финансовый результат текущего периода;
  • не учитывать скидки, премии и т.п., то есть отражать в составе капвложений суммы, предусмотренные соответствующими договорами;
  • не дисконтировать затраты, осуществлённые с продолжительной отсрочкой (рассрочкой);
  • при оплате капвложений неденежными средствами оценивать их по балансовой стоимости переданных имущества, работ, услуг, без определения справедливой стоимости (однако в случае безвозмездного получения активов определять их справедливую стоимость все равно обязательно);
  • не отражать изменение оценочного обязательства, включённого в стоимость ОС, как изменение первоначальной стоимости ОС. Отметим, что организации, применяющие упрощённый учёт, чаще всего в принципе не признают оценочные обязательства в силу п. 3 ПБУ 8/2010, и это снимает вопрос об их изменении;
  • не проверять основные средства и капвложения на обесценение;
  • не раскрывать значительную часть информации в бухотчётности.

Проверка элементов амортизации. Срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ начисления амортизации надо регулярно проверять на соответствие условиям использования объекта ОС. Проверка проводится на конец каждого года, а в течение года — если есть признаки изменения любого элемента.

При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации.

  1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
  2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
  3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
  4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
  5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).

В том, что доходы будут выше запланированных, а значит, можно предусмотреть и дополнительные расходы, уверена и фракция ЛДПР. Либерал-демократы призвали Минфин вернуться к перераспределению расходных статей. Губернатор края Виктор Томенко пообещал советоваться с депутатами по всем последующим изменениям: «Если придётся в течение года возвращаться к корректировке бюджета, все моменты будут обсуждены и проголосованы, средства будем распределять вместе».

  • В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
  • ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
  • Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
  • Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).

Обязательство по аренде покажите на счёте 76 по справедливой стоимости предмета лизинга за минусом авансов, уплаченных вами до его получения. Справедливая стоимость — цена покупки имущества лизингодателем. На остаток обязательства ежемесячно начисляйте проценты по ставке, которая дисконтирует будущие платежи до справедливой стоимости. А затем уменьшайте обязательство с процентами на текущие платежи.

4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2022 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2022 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2022 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2022 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

Вам может понравиться =>  Больничный за счет работодателя сколько дней 2022

3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.

Информация по применению ФСБУ 6/2022 и ФСБУ 26/2022 с 1 января 2022 г

— Предполагаемая совокупная годовая сумма затрат на приобретение (создание, улучшение, восстановление) несущественных ОС не должна превышать стоимостной лимит. При необходимости организации следует уточнить состав несущественных активов таким образом, чтобы обеспечить соблюдение указанного условия.

— дисконтирование при отсрочке (рассрочке) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок: включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки);

  • сравнить эту балансовую стоимость с прежней балансовой (остаточной) стоимостью, сделать корректировку на полученную разницу: т.к. первоначальная стоимость объектов ОС при расчете новой балансовой стоимости не меняется, корректировать нужно сумму накопленной амортизации.

. Разница между поступлениями от выбытия объекта ОС и суммой его балансовой стоимости и затрат на выбытие признается доходом или расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором списывается объект ОС (в отчетности отражается свернутый результат от выбытия).

  • проверить необходимость включения в стоимость ОС оценочного обязательства по демонтажу/утилизации и т.п. (Д01 К96);
  • установить ликвидационную стоимость (ЛС);
  • проверить применяемый СПИ и способ начисления амортизации. В случае необходимости изменить их.

К примеру, им разрешается формировать первоначальную стоимость ОС в упрощенном порядке, не проверять ОС на обесценивание, не раскрывать в бухотчетности некоторые сведения. Помимо этого, они вправе перейти на новые стандарты перспективно, т.е. применять все изменения к тем объектам, что будут поставлены на учет с 01.01.2022 (п. 51 ФСБУ 6/2022).

ФСБУ 6/2022 «Основные средства» (ОС) утвержден приказом Минфина от 17.09.2022 № 204н и заменил собой ПБУ 6/01. Главное, что меняет этот стандарт, — компании теперь вправе самостоятельно определять лимит стоимости ОС по критерию существенности. По сути, отменяется лимит в размере 40 тысяч руб., и организации вправе учитывать в составе ОС активы с более высокой стоимостью.

  • счета, где отражаются права пользования активами;
  • перечень договоров и случаи, когда используют упрощенный способ аренды;
  • процедуру признания доходов от арендных платежей;
  • неприменение правил к договорам, чей срок истекает в 2022 г.;
  • иные моменты.
  • зафиксировать лимит стоимости ОС и критерии существенности;
  • определить правила оценки и переоценки ОС;
  • уточнить порядок учета малоценки (сейчас это следует относить к расходам, а не в составе запасов);
  • пересмотреть моменты по амортизации;
  • внести правила учета расходов на ремонт и обслуживание дорогостоящих ОС.

Что касается ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения», он утвержден тем же приказом Минфина от 17.09.2022 № 204н. Чиновники решили отнести капвложения к основным средствам и добавили множество других изменений. В частности, предложили перечень затрат, за счет которых формируется их первоначальная стоимость. Это траты на приобретение либо создание объекта ОС, его улучшение и восстановление.

Учётная политика на 2022 год

Новый ФСБУ 6/2022 вводит ещё одну группу основных средств – инвестиционную недвижимость. Однако на законодательном уровне не урегулировано, на каком счёте её учитывать. Компании самостоятельно определяют порядок и прописывают его в учётной политике. Например, можно использовать счёт 03.

Законодатель предполагает, что переход компаний на ФСБУ 6/2022 будет ретроспективным, как будто они всегда применяли новый Стандарт. При этом по п. 49 ФСБУ 6/2022 возможен и упрощённый переход. Можно единовременно скорректировать балансовую стоимость ОС на начало года, в котором будет применяться Стандарт. Полученную разницу, в том числе результаты переоценки и реклассификации, нужно отнести на нераспределённую прибыль. При упрощённом переходе необходимо закрепить соответствующие положения в учётной политике 1-го года применения Стандарта.

  • право отражать переход на новый ФСБУ перспективно
  • возможность формировать первоначальную стоимость ОС в упрощённом порядке
  • возможность не проверять ОС и капитальные вложения на обесценивание (п. 3 ФСБУ 6/2022 и п. 4 ФСБУ 26/2022)
  • право не относить изменение оценочных обязательств по демонтажу на первоначальную стоимость ОС (даже когда такие оценочные обязательства уже признаны)

Если основные средства амортизируются с даты принятия к учёту, формулу для расчёта амортизации за первый (неполный) месяц придётся определить самостоятельно. По п. 35 ФСБУ 6/2022, если применяется способ уменьшаемого остатка, в учётной политике нужно закрепить формулу расчёта амортизации.

Переоценивать основные средства можно с любой периодичностью, в том числе и чаще раза в год, но это нужно отразить в учётной политике. Но если инвестиционную недвижимость учитывают по переоцененной стоимости, то переоценка осуществляется на каждую отчётную дату.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

  1. «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
  2. «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
  3. «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
  4. «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
  5. «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
  6. «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
  7. «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Бухгалтерский учёт основных средств в 2022 году

По действующим правилам организации могут устанавливать предельную стоимость объекта или, другими словами, актива, который выполняет условия основного средства в учётной политике. Этот лимит, в свою очередь, не должен превышать 40 тысяч рублей за единицу (п. 5 Общих положений ПБУ 6/01), но может быть меньше. При соблюдении этих условий и условий, прописанных в п. 4 Общих положений ПБУ 6/01 такие активы можно причислить к материально-производственным запасам.

Первое значительное изменение, которое приносит ФСБУ 6/2022 — возможность самостоятельно устанавливать предельную стоимость объекта, относящегося к основным средствам. Лимит при этом может быть любым, а всё, что оказывается ниже этой суммы, можно учитывать, как текущие расходы.

К элементам амортизации причисляются: срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Их определяют в момент принятия к бухгалтерскому учёту, а затем, в конце каждого отчётного года проверяют на соответствие условиям использования.

При линейном методе стоимость имущества погашается равномерно в течение всего срока полезного использования. При методе уменьшаемого остатка сумма амортизации уменьшается через равные промежутки времени по формуле, разработанной организацией. Амортизация пропорционально количеству продукции начисляется исходя из количества продукции, которую организация ожидает получить от использования имущества.

Adblock
detector